11:0206 апреля 200911:02
7просмотров
11:0206 апреля 2009
Кризис как ничто другое мотивирует повышать собственную ценность на рынке труда, — эту истину подтверждает опрос участников рынка языкового образования. В частности, если кто-то даже и отказывается от изучения иностранного языка, то его место в группе сразу занимают другие желающие отшлифовать свои коммуникативные навыки. Спрос упал лишь в корпоративном сегменте, да и то с некоторыми оговорками, передает BFM.
По данным компании "Технологии
роста", объем российского рынка платного изучения иностранных языков в
негосударственных учреждениях в 2008 году составил 24,2 млрд рублей. Наиболее
массовая аудитория этих программ — представители среднего класса от 18 до 35
лет. Корпоративные программы предлагают 70% школ, а индивидуальные занятия
дороже групповых в 3–4 раза.
"Компании, которые до кризиса
обучали языку своих сотрудников, делились на две группы, — рассказала BFM.ru
директор центра корпоративного обучения EF Татьяна Злыденная. — Те компании, для
работы в которых язык является необходимостью, практически не сократили
обучение, лишь слегка его оптимизировали. А прочие работодатели либо прекратили
обучение, либо переложили эти расходы на сотрудников".
На российском рынке существует три
типа корпоративных языковых программ: традиционное обучение с выездом
преподавателя в компанию, онлайн-курсы и выезд за рубеж. Первоначально расходы
на зарубежное обучение сократились, однако начиная с марта в English First
наблюдают небольшое повышение спроса на эти услуги. Тем временем,
заинтересованность в традиционные занятиях снизилась, изменился и подход —
компании стали относиться к обучению сотрудников как к инвестициям.
Корпоративные клиенты EF, говорит Татьяна Злыденная, начали рассматривать
онлайн-курсы как самый низкозатратный и при этом не менее эффективный метод
обучения.
"Стало больше запросов на
индивидуальное обучение, поскольку бюджеты компаний сокращаются, — комментирует
ситуацию директор по продажам Denis' School Анна Плескевич. — Сейчас очень
актуально обучение сотрудников за свой счет. Пользуются также популярностью
специализированные программы — например, подготовка к собеседованиям. Люди
частным образом себя мотивируют обучаться, повышая свою ценность на рынке
труда".
По словам PR-менеджера
BKC-International House Олеси Карасевой, снижения спроса на изучение иностранных
языков не наблюдается. Популярностью пользуются общий курс и интенсивные
программы, поскольку клиенты стараются как можно быстрее выучить язык и вложить
в знания имеющийся капитал. Активизировались желающие использовать знание
иностранного языка в карьере — они идут на бизнес-курсы, занятия по подготовке к
интервью при устройстве на работу и к международным экзаменам.
Инвестировать в будущие успехи
готовы не только взрослые, но и родители школьников. Экзаменатор Кембриджского
университета, заведующая кафедрой иностранных языков московской гимназии 1567
Юлия Раскина отмечает, что расходы на обучение английскому языку сокращают в
последнюю очередь: "Родители не экономят на образовании, у кого-то возникли
сложности, но они достаточно быстро их преодолели. На дополнительных курсах по
подготовке к Кембриджским экзаменам детей и студентов не поубавилось, да и
желающих поехать летом в Англию учить язык меньше не стало".
Что же касается приоритетов при
выборе языка для обучения, то все опрошенные школы отмечают, что с докризисных
времен ничего не изменилось: наиболее востребованы курсы английского, затем идут
немецкий и французский, а далее другие европейские языки.
Цены на языковое образование школы
сильно сокращать не стали. Татьяна Злыденная из EF говорит, что в компании
принципиально не меняли ценовую политику, поскольку гарантированный результат
обучения остался неизменным. Анна Плескевич из Denis' School отмечает: "Мы стали
внимательнее, чем когда-либо, рассматривать запросы наших клиентов". А клиентам
BKC-IH предлагают «специальные программы по специальным ценам".