10:1302 апреля 200910:13
2просмотров
10:1302 апреля 2009
Рекрутинговые агентства за последние три месяца зафиксировали увеличение потока резюме в 2 раза, на эту же величину сократилось в их базах данных число вакансий. Как результат — в список увольняемых в первую очередь теперь попадают и HR-специалисты.
С октября 2008 года сократили персонал 43% российских
компаний. 18% компаний планируют это сделать в ближайшее время. Таковы данные
холдинга АНКОР, занимающегося подбором персонала и кадровым консалтингом. Самое
плачевное состояние дел как раз у HR-специалистов. Именно их, а также банковских
служащих, маркетологов и специалистов по рекламе увольняют в первую очередь.
Менеджер по развитию бизнеса компании AVANTA Personnel Елена
Колмакова рассказала BFM.ru, что
кадровые агентства сейчас стремятся быть более гибкими, поскольку сами
столкнулись с проблемами. Приходится сокращать даже собственный персонал и
мириться с падением доходов. "Сложившаяся ситуация не может нас не затрагивать.
Происходят изменения, кто-то переходит на сокращенную рабочую неделю, кто-то
вынужден расставаться с частью персонала. Но в рекрутинговых компаниях прекрасно
понимают, что кадры — это самый ценный капитал, поэтому приходится быть очень
осторожными" — говорит она.
Елена Колмакова признает, что общее число входящих вакансий
сократилось: I квартале 2009 года больше всего их сократилось в области
логистики и закупок (на 17%), на 14% уменьшилось число востребованных
административных позиций. Затем идут продакшн и инжиниринг (тоже 14%). На 10%
меньше вакансий стало для HR-специалистов, на 8% — для IT-специалистов. Однако,
как подчеркивает Колмакова, сегодня реальных трудоустройств по этим позициям
просто нет.
Ведущий аналитик исследовательского центра портала
SuperJob.ru Валерия Чернецова рассказала BFM.ru, что по сравнению с концом 2008
года общий объем вакансий (по статистике портала) уменьшился примерно в 3 раза.
Сегодня портал имеет около 45 тысяч вакансий. "А объем базы резюме на протяжении
последних 6 месяцев неуклонно рос. По сравнению с августом-сентябрем 2008 года
на конец первого квартала 2009 года общий объем базы резюме вырос почти в 2
раза. И в настоящий момент составляет около 3 млн резюме", — такую статистику
приводит она. Таким образом, на 1 вакансию на этом портале сейчас приходится
более 80 резюме.
Аналогичные цифры приводят коллеги из интернет-проекта
HeadHunter. Аналитик компании Екатерина Литвинова отметила в интервью BFM.ru,
что о росте безработицы можно судить по посещениям порталов с объявлениями о
работе. «Если в августе 2008 года на нашем сайте было ежедневно 150 тысяч
уникальных посетителей, то в феврале-марте текущего года мы фиксируем 300 тысяч
уникальных посещений в день. Проведенный опрос показал, что половина из них
безработные, а остальные ищут работу «на черный день», то есть боятся потерять
ту, которую имеют, и на всякий случай рассматривают варианты», — поясняет
она.
Проект HeadHunter зафиксировал резкое, почти в два раза,
снижение числа вакансий, размещенных работодателями. В августе 2008 года на
портале находилось примерно 80 тысяч предложений от организаций, сегодня — около
43 тысяч. Почти в тех же пропорциях изменилось число резюме, с той разницей, что
здесь произошло увеличение. В августе их размещали на сайте 1,7 миллиона
соискателей, сегодня число резюме дошло до 3 миллионов.
По оценкам SuperJob.ru (не является кадровым агентством), за
2008 год с помощью портала было трудоустроено около 1 млн человек. Если
оценивать трудоустройство за I квартал 2009 года, то оно оценивается в 100-150
тысяч человек.
Самая критичная ситуация на рынке труда складывается для
самих специалистов в области подбора персонала. По статистике SuperJob.ru,
конкурс на позиции по подбору персонала составляет примерно 70 резюме на одну
вакансию.
"Резко упал спрос на пиарщиков, рекламщиков, — говорит
Валерия Чернецова. — Мы отмечаем падение спроса на эти специальности в 5-6 раз.
На специалистов в области медицины, фармацевтики, этот спрос по сравнению с
сентябрем 2008 года упал на 20%".
"Сейчас претенденты готовы рассмотреть каждую вакансию. —
говорит Екатерина Литвинова, представитель проекта HeadHunter. — В августе на
одно предложение от работодателей в среднем поступало 14 откликов, а сегодня на
такое же предложение откликаются 93 человека. Самое сложное положение у
HR-специалистов, у банковских работников, у тех, кто занят в сфере маркетинга,
PR, рекламы и СМИ. На 10 резюме таких специалистов приходится всего одна
вакансия".