Резюме в 2 раза больше, вакансий в 2 раза меньше

Рекрутинговые агентства за последние три месяца зафиксировали увеличение потока резюме в 2 раза, на эту же величину сократилось в их базах данных число вакансий. Как результат — в список увольняемых в первую очередь теперь попадают и HR-специалисты.

С октября 2008 года сократили персонал 43% российских компаний. 18% компаний планируют это сделать в ближайшее время. Таковы данные холдинга АНКОР, занимающегося подбором персонала и кадровым консалтингом. Самое плачевное состояние дел как раз у HR-специалистов. Именно их, а также банковских служащих, маркетологов и специалистов по рекламе увольняют в первую очередь.
Менеджер по развитию бизнеса компании AVANTA Personnel Елена Колмакова рассказала BFM.ru, что кадровые агентства сейчас стремятся быть более гибкими, поскольку сами столкнулись с проблемами. Приходится сокращать даже собственный персонал и мириться с падением доходов. "Сложившаяся ситуация не может нас не затрагивать. Происходят изменения, кто-то переходит на сокращенную рабочую неделю, кто-то вынужден расставаться с частью персонала. Но в рекрутинговых компаниях прекрасно понимают, что кадры — это самый ценный капитал, поэтому приходится быть очень осторожными" — говорит она.
Елена Колмакова признает, что общее число входящих вакансий сократилось: I квартале 2009 года больше всего их сократилось в области логистики и закупок (на 17%), на 14% уменьшилось число востребованных административных позиций. Затем идут продакшн и инжиниринг (тоже 14%). На 10% меньше вакансий стало для HR-специалистов, на 8% — для IT-специалистов. Однако, как подчеркивает Колмакова, сегодня реальных трудоустройств по этим позициям просто нет.
Ведущий аналитик исследовательского центра портала SuperJob.ru Валерия Чернецова рассказала BFM.ru, что по сравнению с концом 2008 года общий объем вакансий (по статистике портала) уменьшился примерно в 3 раза. Сегодня портал имеет около 45 тысяч вакансий. "А объем базы резюме на протяжении последних 6 месяцев неуклонно рос. По сравнению с августом-сентябрем 2008 года на конец первого квартала 2009 года общий объем базы резюме вырос почти в 2 раза. И в настоящий момент составляет около 3 млн резюме", — такую статистику приводит она. Таким образом, на 1 вакансию на этом портале сейчас приходится более 80 резюме.
Аналогичные цифры приводят коллеги из интернет-проекта HeadHunter. Аналитик компании Екатерина Литвинова отметила в интервью BFM.ru, что о росте безработицы можно судить по посещениям порталов с объявлениями о работе. «Если в августе 2008 года на нашем сайте было ежедневно 150 тысяч уникальных посетителей, то в феврале-марте текущего года мы фиксируем 300 тысяч уникальных посещений в день. Проведенный опрос показал, что половина из них безработные, а остальные ищут работу «на черный день», то есть боятся потерять ту, которую имеют, и на всякий случай рассматривают варианты», — поясняет она.
Проект HeadHunter зафиксировал резкое, почти в два раза, снижение числа вакансий, размещенных работодателями. В августе 2008 года на портале находилось примерно 80 тысяч предложений от организаций, сегодня — около 43 тысяч. Почти в тех же пропорциях изменилось число резюме, с той разницей, что здесь произошло увеличение. В августе их размещали на сайте 1,7 миллиона соискателей, сегодня число резюме дошло до 3 миллионов.
По оценкам SuperJob.ru (не является кадровым агентством), за 2008 год с помощью портала было трудоустроено около 1 млн человек. Если оценивать трудоустройство за I квартал 2009 года, то оно оценивается в 100-150 тысяч человек.
Самая критичная ситуация на рынке труда складывается для самих специалистов в области подбора персонала. По статистике SuperJob.ru, конкурс на позиции по подбору персонала составляет примерно 70 резюме на одну вакансию.
"Резко упал спрос на пиарщиков, рекламщиков, — говорит Валерия Чернецова. — Мы отмечаем падение спроса на эти специальности в 5-6 раз. На специалистов в области медицины, фармацевтики, этот спрос по сравнению с сентябрем 2008 года упал на 20%".
"Сейчас претенденты готовы рассмотреть каждую вакансию. — говорит Екатерина Литвинова, представитель проекта HeadHunter. — В августе на одно предложение от работодателей в среднем поступало 14 откликов, а сегодня на такое же предложение откликаются 93 человека. Самое сложное положение у HR-специалистов, у банковских работников, у тех, кто занят в сфере маркетинга, PR, рекламы и СМИ. На 10 резюме таких специалистов приходится всего одна вакансия".