Михаил Задорнов, президент-председатель правления ВТБ24, бывший министр финансов РФ, об отечественном автопроме, неутешительном прогнозе Всемирного банка и сокращении зарплат.
Михаил Задорнов дал интервью Эху Москвы.
Как уже известно, "Газпромбанк", ВТБ готовы подписать меморандум о
финансировании инвестпрограммы АвтоВАЗ в объеме 90 млрд. рублей. Это
действительно коммерческая основа или просто у банков нет выбора?
Я здесь комментировать не берусь. Поскольку абсолютно не знаю предмета.
ВТБ-24 кредитует физических лиц, предприятия малого бизнеса и я могу сказать по
поводу автомобилестроения, мы примерно 10 апреля планируем уже запустить во всех
своих офисах и у дилеров, продающих автомобили, программу субсидирования
процентной ставки по кредитам автомобилей. Там не только отечественные.
Автомобили отечественные и сборки отечественной. И примерно 10 апреля клиенты
ВТБ-24 в соответствующих офисах у дилеров или в наших офисах смогут
воспользоваться этой программой. На 9% примерно снижается ставка.
Это спасет отечественный автопром?
Что значит, спасет автопром? Во-первых, ни одна конкретная мера не спасает
отрасль. Но отрасль получает инструмент субсидирования, дополнительный глоток
кислорода, поскольку все-таки девальвация рубля привела к тому, что разрыв в
цене между импортными и отечественными автомобилями стал еще больше.
И де-факто появляется шанс у наших производителей, но воспользуются ли они
этим преимуществом и смогут ли создать что-то приемлемое для нас или не
смогут... Скепсис я понимаю, но прошу прощения, китайцы создали машины, пускай
не очень качественные пока, но они уже продают их во многих странах.
Больше люди приходят брать автокредиты или меньше?
Здесь ВТБ-24 не показатель. У нас сейчас количество клиентов до всякой
программы субсидирования процентов на 40-50 больше, чем было в начале осени
прошлого года. Несмотря на то, что программа субсидирования еще не вступила в
силу, и мы сейчас просим 30% первоначального взноса, а не 10, как было. Просто
мы одни из немногих, кто выдает кредиты. И мы выдаем их все-таки по рублевым
ставкам, которые достаточно доступны. А в целом ситуация известна, продажи упали
на 40% за январь-февраль по сравнению с прошлым годом. Но у нас несколько другой
сегмент. У нас в основном это машины, которые видимо, близки сердцу, то есть
треть это японского производства, это средняя стоимость кредита порядка $22-23
тыс.
А почему так получается, что вы еще можете давать
кредиты?
Если вы 30% первоначального взноса заплатили, вы уже проголосовали своими
деньгами, вас уже можно особо не проверять, вы если не будете платить, заберем
автомобиль.
Доля просрочки ВТБ-24 с ноября выросла вдвое до 2%.
Это 2% от общего кредитного портфеля.
У нас кредитный портфель сейчас порядка 450 млрд. рублей, соответственно просрочка составляет сейчас конечно не 2, где-то 1,8% процента, то есть около 7 млрд. рублей
У нас кредитный портфель сейчас порядка 450 млрд. рублей, соответственно просрочка составляет сейчас конечно не 2, где-то 1,8% процента, то есть около 7 млрд. рублей
Недавно президент Дмитрий Медведев произнес фразу, мол, банки даже,
имея законные претензии, не должны ставить под угрозу работу предприятий. Что
значит ставить под угрозу?
Я категорически отрицательно отношусь сейчас ко всем формам вмешательства
государства в отношения между заемщиком и кредитором.
Даже если это градообразующее предприятие. Если государство хочет вмешаться – пускай даст субсидию. Оно хочет облегчить работу автопрома, вот субсидия, мы выдаем кредит не под 18-20% по автокредиту, а под хорошую ставку – 11-12%. И предприятию хорошо. Во-первых, любая задача банка это выплачивать деньги вкладчикам. Собственно, выплачивая деньги вкладчикам, я должен получать денежный поток от заемщиков. Как только появляются первые разговоры о том, что заемщик может что-то сделать не то, надо войти в его положение, естественно, люди в стране начинают думать, что они именно относятся к этой категории.
Даже если это градообразующее предприятие. Если государство хочет вмешаться – пускай даст субсидию. Оно хочет облегчить работу автопрома, вот субсидия, мы выдаем кредит не под 18-20% по автокредиту, а под хорошую ставку – 11-12%. И предприятию хорошо. Во-первых, любая задача банка это выплачивать деньги вкладчикам. Собственно, выплачивая деньги вкладчикам, я должен получать денежный поток от заемщиков. Как только появляются первые разговоры о том, что заемщик может что-то сделать не то, надо войти в его положение, естественно, люди в стране начинают думать, что они именно относятся к этой категории.
Какова доля банков в общем внешнем долге $500 млрд и как они
собираются отдавать кредиты?
У банков было на начало этого года порядка $140 млрд кредитов на 1 октября.
Банки, судя по результатам 1-го квартала этого года, благополучно сгасили
значительную часть этого долга. Что им позволило это сделать? То, что рост
кредитования замедлился. ЦБ сделал плавную девальвацию рубля, у банков
образовались на балансах определенные валютные остатки. И они воспользовались
ими для того, чтобы именно погасить часть внешней задолженности. Думаю, что
сейчас эта задолженность уже меньше $100 млрд. И я думаю, что, как и большинство
предприятий, за редким исключением, банки рассчитаются по своим внешним долгам.
Другое дело, проблема для экономики в том, что раньше эти деньги брались и
передавались в экономику, а теперь наоборот, аккумулируются деньги у заемщиков и
происходит расчет по внешним долгам. То есть деньги обратно уходят. То есть
сокращается объем кредитования.
Россия будет выходить из нынешнего кризиса медленнее, чем в 1998 году. Это прогноз Всемирного банка. И Всемирный банк предлагает Россию направить на борьбу с кризисом еще полтора процента ВВП, в первую очередь на поддержку социальной сферы, повышения детских пособий, пособий по безработице, повышения пенсионных выплат.
У меня достаточно сложное отношение ко всему тому, что сейчас говорится.
Во-первых, я не очень верю, что просто накачка экономики деньгами, сама по себе
эту экономику вылечивает. Потому что нужны некоторые структурные изменения.
Во-вторых, у меня такое простое соображение, что тот уровень, конечно, мысль не
популярная, но тот уровень зарплат, пособий в стране, в том числе в бюджетной
сфере, который был, когда нефть была 70-80 и 140 долларов за баррель, не может
сохраниться долго. Если нефть стоит 30 или 35, а я думаю, что она может стоить
достаточно долго на этом уровне, то, к сожалению, не только расходы компаний, но
и расходы государства должны быть сокращены.