Губернаторский бунт

Сергей Балуев, главный редактор "Города 812", рассуждает о недавних кадровых перестановках.

Президент Медведев отправил в отставку сразу четырех губернаторов. Такой массово–единовременной замены губернаторов в новой России еще не было. Понятно, что происходящее — демонстративный шаг, и за ним стоит не Медведев. Новые губернаторы, которые заменят четырех старых, — не его люди. Кстати, все они члены «Единой России». По поводу эффективности новых кадров по сравнению со старыми еще можно спорить. Но дело не в этом.
Главное в этих отставках — их демонстративность. Это ответ Путина на вольнодумство губернаторов, которое начало проявляться еще в прошлом году с началом кризиса, а особую активность приобрело в начале этого года. Неполиткорректность к сложившейся вертикали стал проявлять президент Татарстана Шаймиев: сказал, что надо бы снова выбиратьгубернаторов. И его поддержал башкирский коллега Рахимов: «Действительно, пора выбирать». Потом Шаймиев возмутился образовательными стандартами, что, конечно, не его дело, потому что в Москве лучше знают, какие стандарты нужны, а какие нет.
А уже в этом году начался наезд на «Единую Россию». Губернатор Мурманской области Евдокимов сказал нехорошие слова. Ни одна, мол, партия, которая строила свои планы на лжи, фальши и наветах, не одерживала побед.Члены «Единой России» естественным образом решили, что это они — та партия, которая строит планы на фальши, лжи и наветах, обиделись и ответили, что судьба губернатора будет решена на самом высоком уровне. Так они намекали на уровень самого Путина, который кроме того что премьер, еще и председатель единороссов.
Параллельно владимирский губернатор Виноградов позволил себе неприличное. Заявил, что необъявленной идеологией «Единой Ро» стал обман. Еще голову поднял Лужков, который на «Единую Россию» не нападет, но активно дает рекомендации, как надо стране выходить из кризиса, а как — не надо. То есть активно лезет не в свое дело. Вот всё это вместе и является странным. Что за бунт на корабле? Когда на дворе кризис, губернаторам надо сидеть тихо, а то Москва не даст денег. Тем не менее признаки бунта имеются.
Ясно, впрочем, что это еще никакой не бунт, а так — проверка на силу Путина. Почти таким же образом заинтересованные лица проверяли курс рубля — сможет ЦБ удержать его в коридоре или не сможет? ЦБ вроде пока смог. Теперь проверяют Путина. Понятно, что Путину надо было как–то реагировать. Хотя можно было и не реагировать — потому что его имя пока не упоминалось. Но Путин понимает, что если закачается вертикаль, потом ее не выправишь. На самом деле выбор у Путина такой: можно вырвать с корнем всех фрондирующих. Можно возглавить фрондирующих и почистить, скажем, «Единую Россию», объявить курс на очищение от тех, кто наветы и фальшь сделал делом жиз-ни.
Понятно при этом, что цель у В. В. Путина должна быть только одна — следовать древней китайской мудрости: правителю надо оставаться похожим на божество.Как говорили эти древние китайцы: если икры становятся толще бедер, будет трудно ходить. И если такой кошмар происходит с икрами правителя, тогда он перестанет быть подобным божеству. Китайцы давали совет: властитель должен периодически обрезать деревья в своем дворе, иначе они разрастутся и заслонят ворота. Путин решил, что деревьями надо считать губернаторов. Ударил по тем, кого легче было обрезать. Неважно, кого сняли, важно показать, что активно машешь садовыми ножницами.