Петербург догнал европу по торговым площадям

 

По итогам прошлого года в Петербурге было введено в эксплуатацию 364 тысячи кв. м торговых площадей, что составляет 65% от заявленного и 81% от аналогичного показателя годом ранее. Объем рынка качественных торговых площадей составил 3 миллиона 734 тысячи кв. м.
Как рассказали «Квадрат.ру» в компании ASTERA St.Petersburg, в январе 2009 года обеспеченность жителей города торговыми площадями составила около 800 кв. м на 1 тысячу человек (на январь 2009 г.), что приближено к среднеевропейским показателям, но многие петербургские торговые объекты по своему качеству ниже европейского уровня. Наименее обеспечена торговыми площадками Варшава (около 600 кв.м на тысячу человек), самый обеспеченный - Лондон - (порядка 1100 кв.м.).
Однако торговые площади распределены неравномерно в Петербурге. Лидерами по обеспеченности нужд населения остаются Приморский и Московский районы.
В общем объеме предложения преобладают торгово-развлекательные комплексы. На них приходится 55 процентов. Увеличилась доля торговых объектов формата DIY – по результатам года она составила 10%.
Мировой кризис внес коррективы в работу торговых площадей. Если в первом полугодии темп роста арендных ставок в ТК соответствовал уровню инфляции и составлял в среднем 7-8%, по сравнению с концом 2007 года, то во втором полугодии во встроенных торговых помещениях арендные ставки снизились до 30-40%, в торговых комплексах – 10-15% (в рублевом эквиваленте).
Кроме того, во втором полугодии увеличилась доля вакантных площадей в некачественных торговых комплексах. Однако эксперты отмечают, что как раз в качественных современных комплексах с продуманной концепцией и профессионально подобранным пулом операторов такой тенденции не наблюдалось.
В то же время ритейлеры стали предъявлять более жесткие требования к арендуемым площадям и соответственно к торговым комплексам: к их локации, концепции и пулу арендаторов. Для сохранения рентабельности в условиях кризиса используются различные стратегии, среди которых снижение арендных ставок, уменьшение размером своих магазинов и повышение эффективности использования арендуемых площадей, сокращение планов развития, закрытие нерентабельных торговых точек.
Специалисты полагают, что динамика прироста торговых площадей в ближайшие два-три года снизится. Снижение арендных ставок на торговые площади продолжится как минимум в первые два-три квартала 2009 года, после чего наступит период стагнации, а затем плавное повышение. Ритейлеры сделают ставку на качество — в результате в Петербурге появится больше качественных торговых площадей.