20:5819 февраля 200920:58
2просмотров
20:5819 февраля 2009
По итогам прошлого года в Петербурге было введено в
эксплуатацию 364 тысячи кв. м торговых площадей, что составляет 65% от
заявленного и 81% от аналогичного показателя годом ранее. Объем рынка
качественных торговых площадей составил 3 миллиона 734 тысячи кв. м.
Как рассказали «Квадрат.ру» в компании ASTERA St.Petersburg, в
январе 2009 года обеспеченность жителей города торговыми площадями составила
около 800 кв. м на 1 тысячу человек (на январь 2009 г.), что приближено к
среднеевропейским показателям, но многие петербургские торговые объекты по
своему качеству ниже европейского уровня. Наименее обеспечена торговыми
площадками Варшава (около 600 кв.м на тысячу человек), самый обеспеченный -
Лондон - (порядка 1100 кв.м.).
Однако торговые площади
распределены неравномерно в Петербурге. Лидерами по обеспеченности нужд
населения остаются Приморский и Московский районы.
В общем объеме предложения
преобладают торгово-развлекательные комплексы. На них приходится 55 процентов.
Увеличилась доля торговых объектов формата DIY – по результатам года она
составила 10%.
Мировой кризис внес коррективы в
работу торговых площадей. Если в первом полугодии темп роста арендных ставок в
ТК соответствовал уровню инфляции и составлял в среднем 7-8%, по сравнению с
концом 2007 года, то во втором полугодии во встроенных торговых помещениях
арендные ставки снизились до 30-40%, в торговых комплексах – 10-15% (в рублевом
эквиваленте).
Кроме того, во втором полугодии
увеличилась доля вакантных площадей в некачественных торговых комплексах. Однако
эксперты отмечают, что как раз в качественных современных комплексах с
продуманной концепцией и профессионально подобранным пулом операторов такой
тенденции не наблюдалось.
В то же время ритейлеры стали
предъявлять более жесткие требования к арендуемым площадям и соответственно к
торговым комплексам: к их локации, концепции и пулу арендаторов. Для сохранения
рентабельности в условиях кризиса используются различные стратегии, среди
которых снижение арендных ставок, уменьшение размером своих магазинов и
повышение эффективности использования арендуемых площадей, сокращение планов
развития, закрытие нерентабельных торговых точек.
Специалисты полагают, что динамика
прироста торговых площадей в ближайшие два-три года снизится. Снижение арендных
ставок на торговые площади продолжится как минимум в первые два-три квартала
2009 года, после чего наступит период стагнации, а затем плавное повышение.
Ритейлеры сделают ставку на качество — в результате в Петербурге появится больше
качественных торговых площадей.