Рынок доступа в интернет совершил последний рывок

По итогам 2008 года количество частных абонентов широкополосного доступа (ШПД) в Интернет в Петербурге составило 873 тыс. домохозяйств. В 2009 году эксперты ожидают двукратного падения темпов роста рынка.

Тройку лидеров петербургского рынка ШПД для частных лиц по абонентам составили ОАО "Северо-Западный Телеком" (СЗТ) с 285 тыс. абонентов, ОАО "Телекомпания Санкт-Петербургское кабельное телевидение" (ТКТ) с 145 тыс., и "Корбина Телеком", которая сейчас работает под ТМ "Билайн", с 98 тыс. На четвертом месте с незначительным отставанием располагается домашняя сеть InterZet (94 тыс. пользователей). Об этом говорят предварительные итоги 2008 года, которые подвела ИАА "Неделя сотовых технологий".
Эксперты ожидают, что в 2009 году рост рынка ШПД в Петербурге впервые сильно замедлится. Оптимистичный прогноз "Недели сотовых технологий" по количеству частных абонентов ШПД в Петербурге на конец 2009 года – 1,1 млн пользователей (прирост 26%, по сравнению с 53% в 2008 году). Это связано с насыщенностью петербургского рынка.
По мнению директора аналитического агентства Дениса Кускова, сформировавшаяся тройка лидеров будет уходить в отрыв от других игроков, потому что именно эти компании имеют достаточно финансовых средств для развития собственных сетей в период кризиса.
"Доли рынка игроков существенно не изменятся, - возражает директор консалтинговой компании Ipipl Дмитрий Петров. – При этом конкуренция будет обостряться. Раньше операторы были нацелены на захват территорий. Теперь большое значение будет иметь количество и качество предоставляемых сервисов". По мнению эксперта, в 2009 году на рынке будет наблюдаться снижение показателя ARPU (средний доход на одного абонента). В 2008 году СЗТ существенно снизил цены на свои услуги, другие операторы будут вынуждены поступить так же, говорит Петров.
"Предпосылок для роста ARPU нет, - подтверждает Денис Куликов, директор по развитию ШПД Северо-Западного региона компании "ВымпелКом". – Надеюсь, доходы от дополнительных сервисов будут компенсировать падение ARPU". Куликов добавляет, что снижение тарифов – опасная мера. По его словам, в настоящих условиях устойчивая выручка важнее, чем мифические представления о захвате рынка.
Жанна Журавлева