По итогам 2008 года количество частных абонентов широкополосного доступа (ШПД) в Интернет в Петербурге составило 873 тыс. домохозяйств. В 2009 году эксперты ожидают двукратного падения темпов роста рынка.
Тройку лидеров петербургского рынка ШПД для частных лиц по
абонентам составили ОАО "Северо-Западный Телеком" (СЗТ) с 285 тыс. абонентов, ОАО "Телекомпания
Санкт-Петербургское кабельное телевидение" (ТКТ) с 145 тыс., и "Корбина
Телеком", которая сейчас работает под ТМ "Билайн", с 98 тыс. На четвертом
месте с незначительным отставанием располагается домашняя сеть InterZet (94 тыс.
пользователей). Об этом говорят предварительные итоги 2008 года, которые подвела
ИАА "Неделя
сотовых технологий".
Эксперты ожидают, что в 2009 году рост рынка ШПД в
Петербурге впервые сильно замедлится. Оптимистичный прогноз "Недели сотовых
технологий" по количеству частных абонентов ШПД в Петербурге на конец 2009 года
– 1,1 млн пользователей (прирост 26%, по сравнению с 53% в 2008 году). Это
связано с насыщенностью петербургского рынка.
По мнению директора аналитического агентства Дениса Кускова,
сформировавшаяся тройка лидеров будет уходить в отрыв от других игроков, потому
что именно эти компании имеют достаточно финансовых средств для развития
собственных сетей в период кризиса.
"Доли рынка игроков существенно не изменятся, - возражает
директор консалтинговой компании Ipipl Дмитрий Петров. – При этом конкуренция
будет обостряться. Раньше операторы были нацелены на захват территорий. Теперь
большое значение будет иметь количество и качество предоставляемых
сервисов". По мнению эксперта, в 2009 году на рынке будет наблюдаться снижение
показателя ARPU (средний доход на одного абонента). В 2008 году СЗТ существенно
снизил цены на свои услуги, другие операторы будут вынуждены поступить так же,
говорит Петров.
"Предпосылок для роста ARPU нет, - подтверждает Денис
Куликов, директор по развитию ШПД Северо-Западного региона компании "ВымпелКом". –
Надеюсь, доходы от дополнительных сервисов будут компенсировать падение ARPU".
Куликов добавляет, что снижение тарифов – опасная мера. По его словам, в
настоящих условиях устойчивая выручка важнее, чем мифические представления о
захвате рынка.
Жанна Журавлева