Бензин в Петербурге игнорировал нефть

За первую неделю декабря цены на бензин в Петербурге снизились лишь на 1,8%, несмотря на то что нефть в течение осени подешевела втрое. Чиновники считаюет ситуацию нормальной.

По данным аналитического агентства "Аи92" с3 по 10 декабря падение цен на бензин и дизтопливо в среднем составило 1,8%. Наибольший рост продемонстрировал бензин марки Аи-95 – 2,09%. Теперь его цена в среднем по Петербургу составляет 23,87 руб/литр. Со времени пика стоимости топлива в начале августа, АИ-95 подешевел на 11,5%. Участники рынка прогнозируют, что до конца года он может снизиться в цене еще не более, чем на 1 рубль. После этого может наступить коррекция, хотя ситуация настолько неопределенная, что никто не берется прогнозировать цены на бензин хотя бы на середину 2009 года.
В любом случае, петербуржцам вряд ли стоит ожидать снижений цен подобных тем, что радуют американцев. Так в США 8 декабря стоимость бензина марки Regular (аналог АИ-92) упала до почти пятилетнего минимума и в пересчете с долларов на рубли и с галлонов на литры составляет сейчас примерно 12,5 руб/литр (1,699 долл за галлон). Это более чем в 2,5 раза ниже, чем на пике в июле этого года. Такая динамика практически повторяет резкое падение цен на сырую нефть, которые также обвалились летом этого года.
Однако такое несоответствие не смущает ни самих операторов АЗС, ни антимонопольные органы.
"У нас нет претензий к ценам на АЗС, и никаких дел об этом мы сейчас не ведем", - подтвердил глава Управления антимонопольной службы по Петербургу и Ленобласти Олег Коломийченко. Диспропорции в динамике изменений цен на топливо в Америке и России он объяснил принципиальной разницей в системе ценообразования: у нас они зависят в основном от налогов и сборов, устанавливаемых государством, а в США – в основном от цены на нефть.
Павел Строков, директор по развитию и маркетингу исследовательского центра "Кортес", шутит, что отношения на нашем рынке сейчас более рыночные, чем в Америке. "У них цены на бензин и нефть жестко увязаны и строго контролируются местными антимонопольными органами, тогда как у нас основой рынка являются законы спроса и предложения", - отмечает он, оговариваясь, что все же в России этот рынок имеет хоть и более демократичные, но более "дикие" очертания".
"Неправильно говорить, что цены на бензин у нас не падают – с июля они снизились на 12-15%, и для корпоративного сегмента это очень ощутимо, - отмечает первый заместитель генерального директора компании "ПТК" Леонид Чурилов. – Однако прогнозировать, что будет через полгода и, тем более, комментировать все это не имеет смысла".
Бензин в Петербурге игнорировал нефть Бензин в Петербурге игнорировал нефть
"Нефтяные компании экспортируют нефть практически без прибыли, так что сейчас они оставили в этом сегменте только необходимые объемы и загрузили свои НПЗ. Однако экспортировать нефтепродукты сейчас тоже не так интересно, как раньше, и остается уповать на внутренний рынок. Но и тут оптовый сегмент ощущает колоссальный недостаток платежеспособного спроса, и единственным стабильным звеном остается розница, - объясняет Павел Строков принципиальное внимание российских нефтяников в АЗС. – Только мы сами сейчас обеспечиваем им понятные и стабильные поступления наличности с прогнозируемыми объемами прибыли. К тому же имеет значение и то, что цены у нас на 50-60% состоят из налогов и сборов, сокращать которые государство в условиях кризиса так же вряд ли станет". До тех пор, пока мы будем покупать бензин на АЗС, - а падение спроса на него в целом по стране сейчас если и отмечается, то только в пределах статистической погрешности, - цены на него ощутимо падать не будут именно по законам рынка: нам его продают за столько, за сколько мы готовы его покупать.
Правда, далеко не все представители власти соглашаются с таким положением вещей. Ведь местным чиновникам сейчас надо решать резко встающие перед ними задачи по обеспечению топливом не только собственных машин, но и огромных муниципальных автопарков и экстренных служб. Депутаты законодательного собрания Ленобласти обратились к председателю правительства с просьбой усиления работы госорганов для стимулирования снижения цен на бензин и дизтопливо.
"Мы понимаем, что политика государства направлена, в том числе, и на то, чтобы поддержать нефтеперерабатывающие компании, которые в условиях падения цен на нефть пытаются сохранить рентабельность. Однако в России гораздо меньше состоятельных людей, за счет которых нефтяная отрасль может сохранить доходы на прежнем, докризисном уровне, нежели в странах, где литр бензина порой стоит дешевле, чем в России", - отмечают областные депутаты.