Дмитрий Губин: путь чиновника ведет в сумрак

Автор фото: "ДП"

Генпрокурор Юрий Чайка, а вслед за ним телеканал "Вести" заявили о новой криминальной тенденции: чиновников убивают все чаще. Если раньше жертвами преступлений "были… лидеры и члены преступных группировок, коммерсанты и бизнесмены… то сейчас мы видим, что потерпевшими или жертвами становится все большее количество государственных служащих", - сказал генпрокурор.

То, что громко называлось "российской криминальной революцией", на поверку оказалось эволюцией: преступность не исчезла, просто сменился социальный слой и класс, на который ведется охота. Идеальный объект охоты вовсе не тот, у кого есть деньги, а тот, у кого есть деньги, нажитые в обход закона.
На излете советской власти (если говорить не о бытовой, а об организованной преступности) мишенью были валютчики и фарцовщики, подпольные коллекционеры и антиквары. При российской власти деньги перекатились в бизнес - и тут же последовала смена объекта. И вот обеление бизнеса, к которому так долго призывали чиновники, свершилось: трудно взять бандитскую долю с предпринимателя, осуществляющего платежи по безналу, работающего "вбелую" и имеющего милицейскую "крышу", то есть, прощу прощения, охранную структуру.
Но к этому времени все ключевые чиновники сами оказались "в тени". Очень может быть, что попавшие недавно под пули владикавказский мэр Караев или самарский судья Дроздова пытались эту тенденцию преломить. Но сама тенденция очевидна: чиновничья карьера в России неизбежно приводит в сумрак. Российский бизнес обелялся по причине контроля со стороны государства и усталости от страха.
Кто в России проконтролирует государство, если выборы губернаторов отменены, прочие, на мой взгляд, трудно признать свободными, а критику госустройства, как показывают суды над блогерами, легко могут признать призывами к насилию?