Виктор Тихомиров: "Шибко оригинальные явления плода не дают"

О том, до чего довели художника рассуждения о гармонии в "женском" кинематографе.

И на "Закрытом показе" Александра Гордона можно увидеть стоящее кино, а я уж было отчаялся. Это авторская картина "Русалка" Анны Меликян. На обсуждении с удовольствием обнаружил, что знаком с ней по фестивалям и уже восхищался ее юмором на фильме "Марс". Мало того, почти "содрал" кое–что из него в свой сценарий, не снеся восхищения. Поэтому с особым раздражением воспринял реплики "специалистов", радостно перечислявших, откуда что в фильме заимствовано. И всегда-то целью этих реплик является демонстрация себя, своей сметливости, цена которой невелика, поскольку все настоящее искусство преемственно.
А шибко то оригинальные явления плода не дают. Мастер говорит ученикам: "Вы только звенья в цепи". Да и оригинальности Меликян не занимать. Особенно отличался вечно кокетливый Быков, сбивавший аудиторию с толку своими выкриками: "Зачем?!", не дававший менее нахальным участникам ни подумать, ни слова сказать. Правильно было бы сразу и навсегда увести его с телеэкрана к писательскому столу. В фильме, по–моему, успешно решена целая пропасть сложнейших режиссерских задач. Не только подбор актеров, но и до резонанса точное их сочетание, взаимодействие с оператором, композитором и т.д. В результате автор вполне справляется с большой экранной формой, что невероятно трудно, и возникает "атмосфера" картины.
А только в этом случае кино действует как произведение искусства, пробуждает, к примеру, совестливое чувство, охоту быть более внимательным к ближнему, то есть любовь преумножает. И это при сложной, эксцентричной форме, учитывающей даже и полуразложившееся "клиповое" сознание зрителя. Не прибегая к цитированию христианских истин, Меликян их демонстрирует. И верно показано, как гибнут "нечаянно" люди из–за связи героини с "одарившими" ее демоническими силами, и сама она гибнет из–за этой связи, от которой не убереглась в детстве. Юмор авторский, не по-женски точный, в отличие от поганого "черного", драматичный, "горький". На обсуждении обнаружилось, что исполнительница главной роли Маша Шалаева — красивейшая разумная девушка, что непременно помогло принять фильм и последним телеротозеям.