Большинство топ-менеджеров российских компаний настроены очень оптимистично. Несмотря на кризис, они уверены, что в ближайшие годы их доходы будут увеличиваться. Да и сам ризис, по их мнению, долго не продлится.
PricewaterhouseCoopers и Ассоциация менеджеров провели
исследование среди руководителей 100 крупнейших российсих компаний. В список
респондентов попали топ-менеджеры ВТБ, Росгосстраха, РЖД, ТГК-5, "Уралсиб" и
других ведущих компаний различных отраслей российской экономики.
Опрос выявил ряд отчетливых тенденций в настроениях
топ-менеджеров.
Во-первых, большинство респондентов ожидает, что кризис
будет краткосрочным. 87% уверены в росте своих доходов в 3-летней
перспективе.
Во-вторых, кризис, по мнению опрошенных
руководителей, способствует ориентации на "внутренние" факторы развития в
противовес "внешним" (47% рассчитывающих в основном на расширение присутствия на
существующих рынках).
Кредиты со значительным отрывом уступили собственным
средствам в категории "источники финансирования развития компании", тем не
менее, на них рассчитывает половина из опрошенных. Ближайшее будущее покажет,
насколько оправданы эти ожидания.
В лидеры среди проблем, вызывающих наибольшую
обеспокоенность, вырвался комплекс финансовых трудностей – инфляция,
волатильность фондовых рынков, возрастание стоимости заемного капитала и
сложности в обслуживании задолженности.
Большинство руководителей полагают, что кризис скажется на
финансировании планов развития их компаний (78%) и повлияет на разработку
стратегии (89%). Кроме того, 94% намерены пересмотреть свои затраты на 2009
год.
Среди, основных проблем, которые породил кризис, лидирует
снижение ожиданий относительно роста – оно отмечено 60% опрошенных. С небольшим
отрывом следуют задержки в реализации планов инвестиций – 54%. Повышение
процентных ставок по кредитам и ограничение доступа к финансам отметили 47%
и 44% соответственно. Последнее место со значительным отрывом заняло сокращение объемов производства и разработки новых продуктов и услуг – 23%.
и 44% соответственно. Последнее место со значительным отрывом заняло сокращение объемов производства и разработки новых продуктов и услуг – 23%.
Планировали и будут сокращать персонал 28% опрошенных,
еще 16% респондентов не планировали, но прибегнут к таким мерам. Об
уменьшении объема потребляемых компанией материалов, работ и услуг заявили 45%и
27% соответственно. Планировали и будут сокращать закупочную деятельность 21%
опрошенных компаний, 16% не планировали, но прибегнут к этой мере. Не
планировали и не будут осуществлять никаких мер по сокращению затрат только 6%
руководителей.
Вместе с тем многие из опрошенных выделяют
и положительные стороны текущей финансовой ситуации. В первую очередь, это
возможность сократить издержки, избавиться от непрофильных активов и подумать об
аутсорсинге части функций. Кроме того, возможное понижение цен и стоимости
многих предприятий может стать стимулов к пересмотру условий контрактов,
приобретения активов и консолидации отраслей.
Результаты исследования показывают, что возможные
последствия кризиса оцениваются топ-менеджерами со всей серьезностью, однако
опыт динамичного развития в последние годы, судя по всему, заставляют их
оптимистично оценивать состояние дел в среднесрочнойперспективе. В недалеком
будущем уже можно будет оценить, в чем именно и в какой степени респонденты
оказались правы в своих прогнозах и не были ли их ожидания слишком
оптимистичны.
PricewaterhouseCoopers предоставляет аудиторские услуги,
услуги в области бизнес-консультирования, налогообложения и права компаниям
разных отраслей. Под "PricewaterhouseCoopers" понимаются фирмы, входящие в
глобальную сеть компаний PricewaterhouseCoopers International Limited, каждая из
которых является самостоятельным юридическим лицом.