Всплеск безработицы обязательно будет

ДАЙДЖЕСТ. Глава консалтинговой компании Ward Howell  Сергей Воробьев поделился своими соображениями о том, кого из-за финансового кризиса будут увольнять в первую очередь, а на какие специальности и способности спрос, наоборот, только возрастет.

"Ъ": Будут ли люди работать за тарелку супа?
С.В.: Это слишком мрачно. Но никакой фатальной безработицы быть не должно. Для этого нет повода. Всплеск безработицы будет обязательно, потому что будут останавливаться компании. Но всплеск и устойчивый рост — это разные вещи. Рано или поздно цены на металл установятся, пойдут какие-то сделки, возобновится строительство — простой прекратится. Что касается высокопрофессиональных кадров, то до кризиса их явно не хватало. Докризисный кадровый голод наконец-то может быть удовлетворен. Сейчас в связи с сокращениями положение просто придет в равновесие. Другой вопрос — следует ожидать глобального падения доходов? Это точно произойдет.
"Ъ": Когда следует ожидать всплеска безработицы?
С.В.: Чтобы решить какую-то задачу, вам нужно поставить условия, границы, которые вы придумываете себе сами. Но сейчас вы не видите границ кризиса. Все началось с финансового кризиса, который перешел на экономику, а дальше может перейти в социально-политический. Соответственно, для того, чтобы уравнение решалось, нужно найти "дно" и не ошибиться в граничных условиях. Наиболее острой ситуация может быть в случае затяжного поиска "дна" или крупной ошибки в постановке задач. В этом случае система пойдет вразнос.
"Ъ": Насколько изменилось соотношение количества резюме к количеству вакансий в вашей компании?
С.В.: Резюме стало больше, активных проектов стало меньше. При этом менеджеров физически больше не стало, но их достижимость увеличилась раза в полтора-два. С ними теперь проще разговаривать. Но есть некая пауза, и это самое неприятное, потому что мало сделок. С нашим рынком происходит то же самое, что с рынком недвижимости. Продавцы еще не хотят продавать жилье по низким ценам, а покупатели не хотят покупать в расчете, что цены упадут. Получается, что цены есть, а сделок нет.
"Ъ": От каких специалистов компании избавляются в первую очередь?
С.В.: От невостребованных рынком подразделений — полностью, а также от хомячьей породы, которая забыла смысл своего существования. От тех, кому была интересна только польза для себя. И это очень сильно пойдет на укрепление рынка.
"Ъ": Компании приостановили прием сотрудников?
С.В.: Если компании нужно искать новые возможности на рынке или она обнаружила у себя вопиющую неэффективность, то для этого все равно нужны новые люди, которые будут все жестко организовывать.
Появляются новые проекты по поиску менеджеров на закрытие, на консервацию. Кому-то сейчас будут доставаться активы должников, значит, будет нужда в тех, кто будет помогать эти завалы разгребать. Появятся просто новые формы деятельности. IT-сектор сейчас очень нуждается в специалистах. Возрастает спрос на юристов, на финансистов, которые могут разгрести завалы, на тех, кто может провести оптимизацию, в том числе и в отношениях с работниками.
"Ъ": Насколько изменились ожидания соискателей и работодателей?
С.В.: Сейчас у нас есть большой вал вопрошающих менеджеров, которые спрашивают, что им делать. Еще немного кокетничают. Есть пока ментальное желание держаться за предыдущие цены, которые, в общем, уже никого не волнуют. В плане зарплатных ожиданий ценника пока нет. Новый ценник будет где-то на уровне 2004-2005 годов, до бума фондового и нефтяного рынков. Тогда были нормальные европейские цены. Зарплата директоров от $150 тыс до $500 тыс в год считалась достойной.
В среднем, ценник по топ-менеджерам от нынешнего уровня снизится в полтора-два раза.