Китайская рука помощи российским нефтяникам

                 

ДАЙДЖЕСТ. Если сегодня китайский премьер Вэнь Цзябао хорошо поговорит с российским премьером Владимиром Путиным, финансовый кризис обойдет стороной "Роснефть" и "Транснефть": эти компании могут получить в сумме кредит на $20-25 млрд в обмен на 20-летний контракт на поставку нефти в Китай.
Вчера в Москву прибыл китайский премьер Вэнь Цзябао, который сегодня встретится с Владимиром Путиным. Одной из основных тем переговоров станет соглашение о поставках нефти в Китай. Речь идет о возможности ежегодного экспорта в страну до 15 млн тонн нефти сроком на 20 лет.
Поставщиком будет "Роснефть", а взамен ей может быть предоставлен кредит на $12-15 млрд. Параллельно переговоры о привлечении $8-10 млрд ведет "Транснефть".
Китай уже выручал "Роснефть" в трудном финансовом положении. В 2005 году компания остро нуждалась в деньгах, чтобы оплатить купленный у ЮКОСа "Юганскнефтегаз". Китайские компании предоставили ей $6 млрд, а взамен "Роснефть" обязалась в течение пяти лет поставить в страну 48,4 млн тонн нефти.
Но "Роснефть" не устраивала формула цены в рамках соглашения — цена Brent минус $3. В 2007 году нефтекомпания предупредила, что не будет перезаключать соглашение на прежних условиях. На прошлой неделе министр энергетики Сергей Шматко говорил, что стороны в ближайшее время согласуют новые параметры.
От планов "Роснефти" зависело решение правительства о строительстве отвода нефтепровода Восточная Сибирь—Тихий океан (ВСТО) на Китай. Сооружение первой очереди ВСТО мощностью 30 млн тонн в год будет завершено в конце 2009 года.
Трубопровод прокладывают от Тайшета (Иркутская область) до Сковородина (Амурская область) — в 70 км от границы с Китаем. Проект предполагал, что там труба будет разветвляться: половина нефти отправится в Китай, оставшаяся часть — на побережье Тихого океана.
До сих пор судьба проекта оставалась под вопросом. Но уже в субботу Игорь Сечин сообщил, что "Транснефть" подготовила проект ответвления и должна приступить к обсуждению условий реализации проекта с китайской госнефтекомпанией CNPC. А в понедельник "Транснефть" сообщила, что соглашение может быть подписано сегодня.
Константин Черепанов из "КИТ Финанса" отмечает, что "Роснефть" снова остро нуждается в деньгах — по данным полугодового отчета, до лета 2009 года компания должна погасить долг $13,4 млрд (общий уровень долга — $21,15 млрд), но "денежные потоки компании резко сократились в связи с падением цен на нефть".
"Транснефти" нужны средства на строительство второй очереди ВСТО, которая оценивается в $11 млрд. Глава Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев отмечает, что "долгосрочный характер контракта — в интересах Китая". Эксперт считает логичным, что стороны "пришли к идее уже опробованного предэкспортного кредита".