ДАЙДЖЕСТ. Если сегодня китайский премьер Вэнь Цзябао хорошо
поговорит с российским премьером Владимиром Путиным, финансовый кризис
обойдет стороной "Роснефть" и "Транснефть": эти компании могут получить в
сумме кредит на $20-25 млрд в обмен на 20-летний контракт на поставку
нефти в Китай.
Вчера в Москву прибыл китайский премьер Вэнь Цзябао, который
сегодня встретится с Владимиром Путиным. Одной из основных тем переговоров
станет соглашение о поставках нефти в Китай. Речь идет о возможности ежегодного
экспорта в страну до 15 млн тонн нефти сроком на 20 лет.
Поставщиком будет "Роснефть", а взамен ей может быть
предоставлен кредит на $12-15 млрд. Параллельно переговоры о привлечении $8-10
млрд ведет "Транснефть".
Китай уже выручал "Роснефть" в трудном финансовом положении.
В 2005 году компания остро нуждалась в деньгах, чтобы оплатить купленный у ЮКОСа
"Юганскнефтегаз". Китайские компании предоставили ей $6 млрд, а взамен
"Роснефть" обязалась в течение пяти лет поставить в страну 48,4 млн тонн нефти.
Но "Роснефть" не устраивала формула цены в рамках соглашения
— цена Brent минус $3. В 2007 году нефтекомпания предупредила, что не будет
перезаключать соглашение на прежних условиях. На прошлой неделе министр
энергетики Сергей Шматко говорил, что стороны в ближайшее время согласуют новые
параметры.
От планов "Роснефти" зависело решение правительства о
строительстве отвода нефтепровода Восточная Сибирь—Тихий океан (ВСТО) на Китай.
Сооружение первой очереди ВСТО мощностью 30 млн тонн в год будет завершено в
конце 2009 года.
Трубопровод прокладывают от Тайшета (Иркутская область) до
Сковородина (Амурская область) — в 70 км от границы с Китаем. Проект
предполагал, что там труба будет разветвляться: половина нефти отправится в
Китай, оставшаяся часть — на побережье Тихого океана.
До сих пор судьба проекта оставалась под вопросом. Но уже в
субботу Игорь Сечин сообщил, что "Транснефть" подготовила проект ответвления и
должна приступить к обсуждению условий реализации проекта с китайской
госнефтекомпанией CNPC. А в понедельник "Транснефть" сообщила, что соглашение
может быть подписано сегодня.
Константин Черепанов из "КИТ Финанса" отмечает, что
"Роснефть" снова остро нуждается в деньгах — по данным полугодового отчета, до
лета 2009 года компания должна погасить долг $13,4 млрд (общий уровень долга —
$21,15 млрд), но "денежные потоки компании резко сократились в связи с падением
цен на нефть".
"Транснефти" нужны средства на строительство второй очереди
ВСТО, которая оценивается в $11 млрд. Глава Российско-китайского центра
торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев отмечает, что
"долгосрочный характер контракта — в интересах Китая". Эксперт считает логичным,
что стороны "пришли к идее уже опробованного предэкспортного кредита".