Лекарство от кризиса: что говорят в "МТС", "Адаманте" и "Компании Усть-луга"

Автор фото: "ДП"
Михаил Шамолин, Игорь Лейтис и Максим Широков

Чего стоит ожидать во время финансовго кризиса и как себя вести рассказали президент компании "Мобильные ТелеСистемы" Михаил Шамолин, президент холдинговой компании "Адамант"Игорь Лейтис и генеральный директор "Компании Усть-Луга" Максим Широков.

Михаил Шамолин, президент компании "Мобильные ТелеСистемы": "Уже нет той простоты, с которой раньше можно было взять кредит. Мы планируем программу капитальных инвестиций на 2009 год с учетом риска их неполучения. Мы будем точнее выстраивать приоритеты, чем делали это в 2008 г. Главное по-прежнему - строительство сетей, в том числе "третьего поколения", создание и продвижение новых услуг.
На второй план отходят IT-проекты, которые необходимы, но не являются срочными. Конечно, потребление услуг сотовых операторов может снизиться. Насколько, зависит от того, какое воздействие кризис окажет на потребителей. Мы надеемся на то, что от мобильной связи будут отказываться в последнюю очередь. Но при грамотном ведении бизнеса мы можем выйти из кризиса сильнее. Наверняка появятся возможности приобрести те компании, которые мы не могли купить ранее. Для нас активы уже подешевели".
Игорь Лейтис, президент холдинговой компании "Адамант": "К концу года "Адамант" завершит четыре проекта, которые к началу кризиса были готовы на 75%. Все остальные комплексы - на стадии проектирования или на нулевом цикле строительства - заморозим. Если деньги дают под 17-18%, строить невозможно. Достраиваем на свои средства: у нас 700 тыс. м2 площадей сдано в аренду.
Продавать торговые центры не собираемся. Для нас прогноз нормальный, а для экономики - не радужный. Рынок еще пойдет вниз, дно увидим в январе-феврале 2009 г. У нас есть другие бизнесы (стекольная компания, рекламное агентство), которые хорошо себя чувствуют. Пока потребительский сектор, средний класс страдают меньше, чем компании, пользовавшиеся заемными средствами. Но в условиях кризиса никакой бизнес развиваться не будет. Всплеск будет только в ресторанно-развлекательной сфере, как уже было в 1998-м. У людей появится свободное время, им нужно будет общаться о проблемах. У нас, кстати, есть несколько ресторанов".
Максим Широков, генеральный директор "Компании Усть-Луга": "Становится сложнее привлекать относительно большие средства на относительно долгие сроки под относительно конкурентные проценты. Но у нас инфраструктурный проект, и организации, с которыми мы работаем, не видят себя на "стометровке", они специализируются на вложениях в долгосрочные проекты.
Потенциально кризис может сказаться на портовой отрасли. Уже сообщается, что металлурги снижают объем производства, а экспорт становится менее привлекательным. Это значит, что для компаний, работающих в области поставок металлопродукции, существует риск снижения грузооборота. Но объем потребления будет постепенно восстанавливаться: будут нужны металл, удобрения, нефть. Сейчас мы, прежде всего, стараемся диверсифицировать свой портфель. Если бы мы были публичной компанией, то объявили бы buy back своих акций. Но мы не торгуемся на бирже, поэтому нам важнее правильно работать с инвесторами и не потерять темп развития".