Российский автомобильный рынок демонстрирует бурный рост - отметили все участники четвертой ежегодной конференции "Автомобильный бизнес. Место России в мировой индустрии: настоящее и будущее", проводимой газетой "Ведомости".
Объемы российского рынка увеличиваются, растет и средняя
цена автомобиля. "За первое полугодие 2008 года средняя цена колебалась от $10
тыс. до $25 тыс., - отметил в своем выступлении директор департамента
автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения министерства
промышленности и торговли РФ Алексей Рахманов.
По его словам, на ее относительно малую величину повлиял
рост продаж продукции российских производителей (в частности, "АвтоВАЗа"), а
также китайских машин.
Чиновник из Минпрома посетовал, что доля автомобилей,
соответствующих экологическим нормам крайне мала: под стандарты Евро-2 и выше
подходят меньше 24%.
"Мы стараемся добиться обновления парка. Для этого
разрабатывается стратегия стимулирования покупки автомобилей, соответствующих
требованиям экологии. Сделать это нужно за счет регулирования налоговых
нагрузок. Но возникает проблема – увеличить налог для подержанных машин – значит
ударить по малообеспеченным людям, которые не могут позволить купить себе новое
авто. И в то же время, получится, что люди с большим достатком будут платить
меньше. Мы пока ищем пути выхода из этой ситуации", - рассказал Алексей
Рахманов.
"В число наиболее популярных автомобилей, продаваемых в
России, входят три, производящихся здесь же", - отметил директор
направления по управлению цепочками поставок PricewaterhouseCoopers Марк
Штилькинд. "Раньше стоимость иномарки была равна цене престижной квартиры.
Сейчас ситуация изменилась. Зато увеличилась конкуренция, стали мощно
развиваться сети продаж, рынок стал более цивилизованным. Очень развилось
автокредитование, которое способствует росту покупок. Автомобиль в России –
больше, чем автомобиль. Это олицетворение статуса", - продолжил он.
Видимо, поэтому растет средняя цена автомобиля – у нас в
стране все больше предпочитают дорогие авто.
Если в 2004 году 70% на рынке составляли российские бренды,
со средней ценой $8,6 тысяч, то в 2007 расстановка сил кардинально изменилась –
70% составили иностранные бренды, причем средняя цена составила $20 тысяч.
"Связано это, в первую очередь, с тем, что доходы россиян
выросли в шесть раз, - объяснил президент BMW Group Russia Кристиан
Кремер. – К тому же, раньше более 80% покупателей приобретали автомобиль, не
обращая внимания на бренд, а сейчас, число выбирающих растет. И в этой ситуации
все зависит только от продавца. Да и россияне стали требовательнее к качеству
продукции и сервису".
Сейчас в России спрос превышает предложение – на тысячу
россиян только 200 являются счастливыми обладателями "железных коней". Поэтому
практически все автопроизводители чувствуют себя комфортно. Но иностранцы
жалуются на излишнюю бюрократичность, усложняющую их бизнес. "Мы призываем
производителей наших комплектующих переходит в Россию, дабы ускорить и удешевить
сборку, - поделился генеральный директор "Фольксваген Групп Рус" Мартин Ян, -
но, к сожалению, объемы заказов не оправдывают затрат – они слишком малы".
Поэтому, несмотря на то, что Россия выходит на первые
позиции, потихоньку обгоняя Германию, для зарубежных партнеров возникает много
рисков – качество местных производителей, отсутствие профессионализма,
бюрократизм. При этом, Россия остается самым перспективным партнером для
зарубежных компаний.