Сегодня, в день чествования российского государственного флага, в Петербурге многие компании совершают трудовые подвиги под фирменными знаменами. Это и "западники" (MacDonald’s, Ford, BP, Colliers International и т. д.), и отечественные корпорации ("Газпром", "Лукойл" и т. п.), и крупные компании (СЗНК, "Атлант-М", "Грузомобиль" и др.).
В российских компаниях флаг пока не стал, как в западных, одновременно и
инструментом продвижения, и средством мотивации сотрудников, и даже элементом
психотерапии руководителя. Мало того, что правила "кто, что и когда делает с
флагом" в некоторых западных фирмах есть в письменном виде, так еще и церемонии
с ним почти такие же, как с государственным флагом.
К примеру, его подсвечивают, если оставляют на ночь на флагштоке, без него не
обходится ни одно корпоративное мероприятие. Почетное право вносить и выносить
стяг еще нужно заслужить. А некоторые руководители не только ставят его в своих
кабинетах, но и ввели в традицию не поднимать флаг, если их нет в офисе. Почти
как в случае с королевскими особами, когда те уезжают из страны.
Кстати, о кабинетах. Российский закон не запрещает (пока!) украшать рабочее
место руководителя компании государственным флагом, если ему того хочется.
Главное, соблюсти субординацию: на почетном месте, слева от сидящего, должен
стоять флаг РФ, а корпоративный флаг – справа. Если флагов три, то место
государственного – посередине.
В Петербурге традиции только зарождаются. Так, по словам PR-менеджера
"Управляющей компании СЗНК" Елизаветы Лопаткиной, специальных правил обращения с
флагом в компании нет. Но этого, по ее мнению, и не требуется. Зачем что-то
навязывать, если сотрудники, уезжая в отпуск, по собственной инициативе берут с
собой флаг компании. А потом привозят фотографии: мы с флагом на курорте, в
горах и т. д. Обычно же флагом украшают стенд на выставке, он реет на строящихся
объектах и т. п. Именно так многие его и используют.
Года три назад продавцы корпоративных флагов говорили о буме популярности
своего товара. Сегодня, судя по словам Галины Головизниной (компания "ЮНТИ"),
все стабилизировалось. Все, кто хотел обзавестись флагом, сделали это и теперь
только раз в полгода–год обновляют корпоративные символы (если те полощатся на
ветру). Корпоративный флаг в среднем стоит 1 тыс. рублей за полотнище 90 на 135
см. Консультант AVANTA Personnel Ольга Исакова уверена: флаги – не для всех.
Фирме, не принимающей активного участия в "общественной жизни", сложно ввести
флаг в свой быт.