Велосипед – не роскошь, а жизненная позиция!

Автор фото: Е. Яковлева/Trend

Москва близка к транспортному коллапсу, в Петербурге собираются строить подземные дороги, а в провинции транспортная реформа остается предметом горьких шуток. Но идея пересадить наших граждан из автомобилей на велосипеды до сих пор остается утопией.

Почему плохо живется велосипедисту в России? Во-первых, даже в крупных городах у нас нет велодорожек. В свое время столичное правительство пыталось ввести их на окраинах города, но вскоре и они были заняты машинами. К тому же, велосипедисту негде припарковать своего подчас недешевого товарища. Редкий велосипедист сможет пройти в метро, затащить "колеса" в электричку, а в аэропорту ему предложат оплатить провоз негабаритного багаж, не включая его в общий.
На велосипедиста в нашей стране до сих пор смотрят как на энтузиаста-одиночку. Что такое успех? Квартира и машина. К чему нужен какой-то велик, на котором, казалось бы, катаются только подростки и спортсмены? При этом количество московских велосипедистов исчисляется миллионами.
Правила дорожного движения приравненивают велосипедистов к вьючным животным и перегонным стадам скота – они имеют право двигаться в крайней правой полосе "в один ряд возможно правее". До сих пор автолюбители думают, что велосипед должен ехать по тротуарам, хотя это строжайше запрещено. Кстати, рассказывают, что в эпоху Советов существовал проект велополитена: надземные прозрачные крытые эстакады, которые могли работать круглый год. Идея не прижилась. И сейчас шансов на ее реализацию еще меньше. Лучшее четвертое транспортное кольцо, чем велодорожки в центре.

А как у них?
Мы можем только вздыхать, глядя в сторону цивилизованной Европы и Америки. В Париже велосипед можно арендовать всего за один евро. В городе 300 километров велодорожек, а потому количество друзей двухколесного товарища растет там с геометрической прогрессии. В Голландии велосипед превратился в национальный символ. Все тротуары днем забиты велосипедами, на них ездят и мамаши с детьми, и офисные клерки, и депутаты парламента. Не дай бог прохожему встать на велосипедную дорожку! Сначала звонок, потом крик, столкновение – и водитель в данном случае совершенно не виноват!
В Дании можно взять байк напрокат и вовсе даром – опустив монетку в залог. Правда, так можно получить в пользование байк не слишком хорошего качества - за аренду хорошего велосипеда придется все же заплатить. Известен случай, что на встречу с делегацией правительства Москвы приехала женщина в джинсах, майке и на велосипеде. Это был вице-мэр Копенгагена.
В Германии после 7 вечера в будни и все выходные велосипед можно бесплатно возить на трамвае или в метро. Замечали откидные места в вагонах? Около них можно легко пристегнуть велосипед. Когда разрушенную войной страну перестраивали, на новых дорогах появились и места для велосипедистов (пример тому – университетский Мюнстер, велосипедная столица Германии). У места пересечения велодорожки с шоссе водители авто должны притормаживать. На перекрестках преимущество - у велосипедистов.
Велосипеды в Европе недешевы, но неплохие байки продаются на блошиных рынках – потертые, старые, но вполне работоспособные.
Кстати, на велосипедах ездят полицейские США, Австралии, Германии, Исландии, Канаде. У нас веломилиционеров можно встретить в Краснодарском крае.
Что выбрать?
Говорить конкретно, что именно этот тип велосипеда подойдет для города, весьма затруднительно. На "Каме", "Аисте" или "Украине" люди катаются за Полярный круг и в другие страны!
Популярный горный велосипед предназначен для местности с сильно пересеченным рельефом – на таком можно "прожить" весь уикэнд. Кому-то подходят сити-байки, на которых удобно неспешно ехать на работу или по парку, сидя на пружинистом седле. Другие предпочитают гонять по городу на гибридах (что-то среднее между горным и шоссейным). На них можно кататься по песку и гравию, они быстрее горных. Для пляжных прогулок купите себе круизер - одна скорость, менее накачанные покрышки. Шоссейные же велосипеды нужные выносливым участникам многодневных марафонов - вряд ли вы захотите начать веложизнь с попытки побить рекорд Тур Де Франс..
По правой полосе
Главное – ехать по правой полосе и чаще смотреть в зеркало. Таким способом относительно спокойно можно переместиться с проспекта Ветеранов до Петроградки. Тем не менее, рекомендуем для начала опробовать район ЦПКиО и Приморский парк победы.
Кроме того, купите себе правила дорожного движения, выучите предупреждающие знаки. Наденьте на рюкзак светоотражающий чехол, на себя - беговую светоотражающую жилетку, оборудуйте велосипед задним фонарем и передней фарой. Уступайте дорогу. Ездите на той же скорости, что и весь транспортный поток. Обращайте особое внимание на проезд перекрестков, не стесняйтесь на время "стать пешеходом".
Не слушайте плеер и не пейте.