На социальных сетях поколения web 2.0 заработают их создатели, инвесторы и некоторые избранные активисты сообществ, которые сумеют монетизировать свой публицитный капитал. Но и рядовые пользователи, силами которых и развивается массовый интернет, также рассчитывают получить свою долю в "социальном" пироге.
Именно с этим трендом связывают свои надежды идеологи сетей третьего
поколения, утверждающие, что пользователи в эпоху web 3.0 (user certificated
content – сертифицированный пользователями контент) будут не только генерировать
содержание, но и сертифицировать, оценивать его.
Основное отличие рекомендательного сервиса web 3.0 в том, что он позволяет
автоматически очерчивать круги единомышленников и сортировать для них контент.
"Я не знаю официальную дату начала Web 3.0 и понятия не имею, станет ли веб
будущего полностью трехмерным. Однако я уверен, что механизмы
персонализированной фильтрации бесконечных тонн контента будут очень
востребованными в обозримом будущем", – пишет выпускник мехмата МГУ Александр
Попов в блоге "Хабрахабр". Он называет свою концепцию "Платформой доставки
персонализированного контента". Причем контентом может быть все что угодно –
сайты, блоги, отдельные записи блогов, статьи онлайн-изданий и т. д.
Механизмы фильтрации могут быть реализованы в алгоритме подбора тематик, в
совокупности персональных рекомендаций на основе анализа профилей пользователей
с похожими предпочтениями или даже как экспертная система распознавания движений
зрачков глаз. Пионером этого направления в рунете стал рекомендательный сервис
"Имхонет" (ЗАО "Рекомендата"), созданный в 2006 году профессором ГУ-ВШЭ
Александром Долгиным. На данный момент в сети зарегистрированы 200 тыс.
пользователей, каждый из которых дает и получает рекомендации.
"Рядовые пользователи обычных web 2.0 социальных сетей не смогут зарабатывать
на внутренних коммуникациях между собой, не переступая этическую грань, то есть
не превращая себя в рекламосмотрителей, а свои странички – в рекламоносители.
Пользователи сетей web 3.0 зарабатывать будут", – уверен Александр Долгин.
Возможность заработков открывает для пользователей то, что они не только
генерируют контент, но и сами оценивают его, выдают продукт – информацию о
качестве товаров и услуг. Причем перспектива получения денежного вознаграждения
за оценку потребленных товаров и услуг появляется у каждого пользователя сети,
вне зависимости от профессионализма его суждений. Платить за его работу будут
как частные или юридические лица, которые используют его рекомендации, так и
сама социальная сеть. Вводить систему денежного вознаграждения "Имхонет"
планирует, когда обретет 1 млн активных сторонников.
Редактор американского журнала Wired Крис Андерсон уверен, что в условиях
новых медиаэкономик успех будет способствовать тому, кто поможет потребителю
найти все, что его интересует. Крис Андерсон ввел в широкий оборот понятие The
long tail ("длинный хвост") и выяснил, что на многие новые экономики существенно
влияют продажи специфичных, нишевых продуктов. Причем прибыль от их реализации
сопоставима с выручкой от продаж бестселлеров. Позже Андерсон сформулировал три
правила новых медиаэкономик: сделай доступным весь спектр продуктов, подели
цифру на ценнике вдвое, помоги потребителю найти то, что ему интересно.
Александр Попов решил проверить, работают ли утверждения Криса Андерсона в
российских условиях, и пришел к неожиданным выводам: "Веб повсеместен, его
переименовали в web 2.0. Контента все больше, и он все доступнее. Что же с
третьим правилом? А ничего. Хотите найти какой-нибудь тематический сайт? Если он
известен – это не проблема. А если сайт малоизвестный? Если неудачно сформирован
поисковый запрос? Long tail потерян". Именно сеть третьего поколения (web 3.0)
поможет не потерять "длинный хвост", потому что она будет построена по принципу
персональных рекомендаций и субъективных оценок.