До открытия пекинской Олимпиады остался ровно месяц. Однако по мере того, как повышается степень готовности Китая к предстоящим играм, падают надежды турбизнеса, как российского, так и международного. Грандиозное спортивное событие стало для турфирм скорее помехой, чем стимулом для привлечения туристов.
Готовясь к Олимпиаде, Китай, согласно требованиям МОК, предпринял особые меры
по обеспечению безопасности пребывания на своей территории. Многие из этих мер
напрямую коснулись туристов, например, изменения визовой процедуры в апреле
этого года. В итоге с момента введения новых правил въезда, по словам Сергея
Джан Ши, президента Русско-Китайского клуба, в который входят 9 российских
туроператоров, спад на поездки в Китай в мае-июне составил в некоторых
туркомпаниях от 50 до 70%.
На визовое ограничение наложились такие объективные обстоятельства, как
землетрясения в провинции Сычуань и вспышка энтеровирусной инфекции в
некоторых районах страны, правда, практически не посещаемых
туристами. Как заметил Сергей Назаров, председатель совета директоров
компании "Чайна Трэвел", из-за падения турпотока на 40-60% многие турфирмы несут
серьезные финансовые убытки, а некоторые даже ушли с китайского рынка.
Все это однако не отменяет сам факт проведения исторических для Китая
Олимпийских Игр и огромного интереса к ним. Правда, как отмечают в турфирмах,
интерес этот по большей части – чисто спортивный, а туристов, решивших поехать
на китайскую Олимпиаду, оказалось гораздо меньше, чем предполагалось. Причину
невысокого спроса на Олимпиаду туроператоры видят не только в уже упоминавшемся
ужесточении визового режима, который должен предотвратить проникновение в Китай
шпионов и террористов под видом туристов. Многие туроператоры считают, что
изначально китайские отели слишком завысили цены, что сделало олимпийский
турпакет, и без того недешевый из-за дальнего перелета, просто неподъемным.
В среднем, компании предлагают пакет, в который входят авиаперевозка, виза,
трансфер, 10 дней проживания и несколько билетов на спортивные мероприятия,
минимум за $5 тыс. Ситуацию не спасает и то, что сейчас, когда падение
туристического спроса стало очевидно и самим китайцам, отели, по словам Сергея
Джан Ши, начали давать сумасшедшие скидки на проживание. У отелей Пекина, на
самом деле, нет другого выхода: по сообщениям Ассоциации туроператоров Европы
(ETOA), средняя загрузка отелей в городе в преддверие игр продолжает снижаться:
на сегодняшний день забронировано менее 50% всех 4* и менее 80% 5* отелей
Пекина.
По мнению специалистов, это лишний раз подтверждает, что такие крупные
события, как Олимпиада, не только не привлекают туристов, а даже их отпугивают.
Причем, как выяснилось, страдает даже не столько конкретный город, где
проводится мероприятие "планетарного масштаба", а вся страна. Например,
Олимпиада проводится в Пекине, а спад потока наблюдается на всех направлениях
отдыха в Китае. Кстати, с такой же проблемой столкнулись в свое время
австралийцы и греки, организаторы летних Олимпийских игр соответственно 2000 и
2004 годов. Туристический сезон в обеих странах был фактически сорван в год
проведения игр. Иностранные туристы, будто сговорившись, проигнорировали и
Австралию, и Грецию.
По данным ETOA, у большинства туристов из самых разных стран Олимпийские игры
ассоциируются в первую очередь с толпами народа, необоснованно завышенными
ценами, а главное, беспокойством и беспорядком. Эксперты туристического
рынка пришли к неутешительному выводу: что спорту польза, то туризму – смерть.
Турбизнес Греции, например, по данным ETOA, проиграл своим ближайшим конкурентам
– Турции и Хорватии - не только сезон-2004, когда проводились Игры, но и пару
последующих. Считается, что заметное, почти в 20%, отставание Греции от Турции
по росту иностранного турпотока все последние 4 года – это в чистом виде
последствия Олимпиады. Греция была вынуждена сосредоточиться на организации
Олимпиады, туризм отошел на второй план, а конкуренты, воспользовавшись этим
шансом, укрепили свои позиции в регионе.
Опыт проведения футбольного чемпионата мира в Германии, и совсем недавнего
Евро-08 в Австрии и Швейцарии показал, что рассчитывать на бум туристов и при
проведении спортивных мероприятий меньшего масштаба тоже особо не стоит. За
футбольный июнь владельцы отелей Швейцарии и Австрии недосчитались сотен
туристов. Во многих городах этих стран, где проходили игры чемпионата, обычно
занятые в это время гостиницы пустовали. В Зальцбурге, например, можно было
без особого труда найти номер в отеле любой категории. Вена на время турнира
отказалась от проведения многих международных конгрессов, благодаря которым сюда
приезжали десятки тысяч иностранных гостей - и проиграла. Большая часть
болельщиков приезжала из соседних стран только на конкретные матчи, то есть, не
останавливаясь в отелях, не задерживаясь в городе вообще и фактически ничего не
покупая.
Предстоящая Олимпиада в Сочи, к сожалению, уже укладывается в описанную
международными специалистами схему. Олимпийское строительство в городе еще
практически не начато, а туристы уже объезжают его стороной, выбирая более
спокойные, на их взгляд, Анапу и Геленджик. Радость от "гватемальской ночи",
подарившей сочинцам Олимпиаду, постепенно сменяется трезвой оценкой реальных
приобретений и потерь. Если прошлое лето прошло под знаком почти
ажиотажного спроса на отели и пансионаты Большого Сочи, то в этом, по оценкам
туроператоров, вперед вырвались Анапа и Геленджика, куда отправится на 60%
россиян больше, чем год назад.
"Масштабная реклама олимпийского строительства в Сочи нанесла серьезный удар
по туризму в этот город, - сказал "Интерфакс-Туризму" генеральный директор
компании "Дельфин" Сергей Ромашкин. - Люди уверены, что здесь полным ходом идет
строительство. Оно, во-первых, не началось, во-вторых, будет вестись в
Имеретинской долине, которая никогда не был курортной зоной". Опять же, как и во
всех других городах-организаторах игр, сочинские гостиницы взвинтили и без того
высокие цены, что сделало отдых здесь как минимум в полтора раза дороже, чем на
соседних российских курортах.