Вот уже несколько дней рынок будоражат слухи о том, что одна из ведущих российских торговых сетей X5 готова приобрести продуктовую сеть "Лента". Слухи или подлинная информация о готовящейся сделке? Dp.ru решил выяснить это лично у главы компании X5 Retail Group Льва Хасиса.
Dp.ru: Какие у Вас планы на конец 2008 и 2009 годы?
Лев Хасис: В целом, наша стратегия состоит в том, чтобы
сохранить и укрепить наши лидерские позиции на рынке российского ритейла как с
точки зрения размера бизнеса, так и с точки зрения привлекательности для
покупателей.
Dp.ru:
Собираетесь кого-нибудь еще покупать в
ближайшее время?
Л.Х.: Поглощение других компаний на условиях, которые
создают дополнительную стоимость для наших акционеров и ускоряют развитие
компании - одно из важных стратегических направлений нашего бизнеса. Вопрос
только условий и возможностей.
Читайте также:
X5 прирастает "Каруселью"
На всех рынках поглощениями занимаются инвестбанкиры. Думаю, что в России
стоит дополнительно привлекать еще и психиатров, потому что изначально ожидания
владельцев бизнеса часто находится за гранью разумного. Многие думают, что, имея
десять магазинов, они должны оцениваться уже как Х5.
В некоторых случаях мы готовы обсуждать поэтапное поглощение компаний. Это выгодно продавцам, потому что каждую следующую долю они продают по более высокой цене, так как с нами их компания растет быстрее.
В некоторых случаях мы готовы обсуждать поэтапное поглощение компаний. Это выгодно продавцам, потому что каждую следующую долю они продают по более высокой цене, так как с нами их компания растет быстрее.
Dp.ru:
А франчайзи каких-нибудь будете в этом году
покупать?
Л.Х.: У нас на сегодня есть 16 франчайзи. По состоянию
на конец первого квартала они владеют 711 магазинами. Мы, как и раньше, будем
продолжать выкупать одну-две франчайзинговые компании в год. Будут ли еще такие
поглощения в этом году, сказать пока трудно.
Недавно мы анонсировали программу развития магазинов шаговой доступности.
Компания "Экспресс Ритейл" будет развивать для частных предпринимателей
индивидуальный франчайзинг магазинов шаговой доступности под брендами "Пятерочка
Экспресс" и "Перекресток Экспресс". Это выгодно и нам, и частным
предпринимателям, которые устали в рамках своего независимого магазина бороться
с крупными поставщиками и конкурентами, но вместе с тем хотят продолжать
заниматься торговлей. Так сказать "Х5 - лицом к малому бизнесу".
Dp.ru:
Кстати, не хотите продать "Глобус Гурме"
Х5?
Л.Х.: Когда я стал руководителем Х5, все свои ритейловые
активы передал в трастовое управление. Формально я являюсь акционером "Глобуса",
но участие в управлении не принимаю, я просто один из бенефициаров.
На рынке сейчас существуют несколько компаний работающих в премиальном
сегменте: "Седьмой Континент", "Азбука вкуса" и "Глобус Гурме". Мы внимательно
следим за развитием этого сегмента рынка.
Dp.ru:
Говорят, в офисе "Глобус Гурме" уже работают
менеджеры Х5.
Л.Х.: Это неправда.
Dp.ru:
Хорошо. Если говорить о "Ленте". Какие
регионы вам интересны?
Л.Х.: Нам интересны все регионы европейской части России,
Петербург тоже. Сейчас закон не создает ограничений, что у компании не может
быть доли, больше чем... В подобных случаях ФАС (Федеральная антимонопольная
служба России – прим. Dp.ru) может дать разрешение на долю большую, чем… и
установить особые поведенческие правила, как, например, она сделала, выдавая нам
разрешение на покупку сети "Карусель".
Теоретически, ФАС может дать разрешение и на покупку "Ленты" с соблюдением
тех же поведенческих правил, но пока вопрос не находится в практической
плоскости, так как никаких предложений от акционеров "Ленты" мы не получали.
Dp.ru:
Какие у вас планы по выходу на рынки
СНГ?
Л.Х.: Мы продолжаем изучать рынок Украины, у нас там есть
небольшой филиал. Смотрим на возможность, в том числе, поглощения местной сети
либо создание совместного предприятия с местным партнером. В ближайшие пару лет
ни в какие другие страны мы двигаться не планируем.
Dp.ru:
Какие у вас планы по
гипермаркетам?
Л.Х.: Это ключевое направление. Много проектов в процессе.
Думаем, что в течение ближайших трех-четырех лет у нас будет около 100
гипермаркетов. Гипермаркеты для нас - очень важный формат. Надеемся довести
продажи товаров нон-фуд в гипермаркетах до 40% от общей выручки. В этом сегменте
мы планируем быть лучше западных игроков, присутствующих на российском рынке.
Dp.ru:
Расскажите о своих проектах с Министерством
сельского хозяйства.
Л.Х.: На прошлой неделе мы с Алексеем Гордеевым (министр
сельского хозяйства – прим. Dp.ru) обсуждали некоторые возможные пилотные
проекты. Например, о создании дистрибуционных центров в регионах России. Мы
хотим в местах производства овощей, фруктов и мяса создать центры закупок. В
этих центрах продукты будут обрабатывать, упаковывать и потом оттуда доставлять
в наши магазины по всей территории России. Я оцениваю затраты в один такой центр
в $20-30 млн. без учета стоимости земли. Но выгода очевидна, ведь нам удастся
устранить одного-двух посредников и повысить качество сельхозпродукции,
представленной на полках наших магазинов.
Второй проект состоит в том, чтобы наши магазины появились в районных
центрах. Мы начнем пилотный проект в одной из областей европейской части
России.
Dp.ru:
Куда вы лично вкладываете
деньги?
Л.Х.: Ну конечно в X5 Retail Group. Но есть и другие
проекты, в которых я участвую. Это нормально - не складывать все деньги в одну
корзину.