Лев Хасис: "При совершении сделок надо привлекать психиатров"

Лев Хасис, глава компании X5 Retail Group

Вот уже несколько дней рынок будоражат слухи о том, что одна из ведущих российских торговых сетей X5 готова приобрести продуктовую сеть "Лента". Слухи или подлинная информация о готовящейся сделке? Dp.ru решил выяснить это лично у главы компании X5 Retail Group Льва Хасиса.

Dp.ru: Какие у Вас планы на конец 2008 и 2009 годы?
Лев Хасис: В целом, наша стратегия состоит в том, чтобы сохранить и укрепить наши лидерские позиции на рынке российского ритейла как с точки зрения размера бизнеса, так и с точки зрения привлекательности для покупателей.
Dp.ru: Собираетесь кого-нибудь еще покупать в ближайшее время?
Л.Х.: Поглощение других компаний на условиях, которые создают дополнительную стоимость для наших акционеров и ускоряют развитие компании - одно из важных стратегических направлений нашего бизнеса. Вопрос только условий и возможностей.
На всех рынках поглощениями занимаются инвестбанкиры. Думаю, что в России стоит дополнительно привлекать еще и психиатров, потому что изначально ожидания владельцев бизнеса часто находится за гранью разумного. Многие думают, что, имея десять магазинов, они должны оцениваться уже как Х5.
В некоторых случаях мы готовы обсуждать поэтапное поглощение компаний. Это выгодно продавцам, потому что каждую следующую долю они продают по более высокой цене, так как с нами их компания растет быстрее.
Dp.ru: А франчайзи каких-нибудь будете в этом году покупать?
Л.Х.: У нас на сегодня есть 16 франчайзи. По состоянию на конец первого квартала они владеют 711 магазинами. Мы, как и раньше, будем продолжать выкупать одну-две франчайзинговые компании в год. Будут ли еще такие поглощения в этом году, сказать пока трудно.
Недавно мы анонсировали программу развития магазинов шаговой доступности. Компания "Экспресс Ритейл" будет развивать для частных предпринимателей индивидуальный франчайзинг магазинов шаговой доступности под брендами "Пятерочка Экспресс" и "Перекресток Экспресс". Это выгодно и нам, и частным предпринимателям, которые устали в рамках своего независимого магазина бороться с крупными поставщиками и конкурентами, но вместе с тем хотят продолжать заниматься торговлей. Так сказать "Х5 - лицом к малому бизнесу".
Dp.ru: Кстати, не хотите продать "Глобус Гурме" Х5?
Л.Х.: Когда я стал руководителем Х5, все свои ритейловые активы передал в трастовое управление. Формально я являюсь акционером "Глобуса", но участие в управлении не принимаю, я просто один из бенефициаров.
На рынке сейчас существуют несколько компаний работающих в премиальном сегменте: "Седьмой Континент", "Азбука вкуса" и "Глобус Гурме". Мы внимательно следим за развитием этого сегмента рынка.
Dp.ru: Говорят, в офисе "Глобус Гурме" уже работают менеджеры Х5.
Л.Х.: Это неправда.
Dp.ru: Хорошо. Если говорить о "Ленте". Какие регионы вам интересны?
Л.Х.: Нам интересны все регионы европейской части России, Петербург тоже. Сейчас закон не создает ограничений, что у компании не может быть доли, больше чем... В подобных случаях ФАС (Федеральная антимонопольная служба России – прим. Dp.ru) может дать разрешение на долю большую, чем… и установить особые поведенческие правила, как, например, она сделала, выдавая нам разрешение на покупку сети "Карусель".
Теоретически, ФАС может дать разрешение и на покупку "Ленты" с соблюдением тех же поведенческих правил, но пока вопрос не находится в практической плоскости, так как никаких предложений от акционеров "Ленты" мы не получали.
Dp.ru: Какие у вас планы по выходу на рынки СНГ?
Л.Х.: Мы продолжаем изучать рынок Украины, у нас там есть небольшой филиал. Смотрим на возможность, в том числе, поглощения местной сети либо создание совместного предприятия с местным партнером. В ближайшие пару лет ни в какие другие страны мы двигаться не планируем.
Dp.ru: Какие у вас планы по гипермаркетам?
Л.Х.: Это ключевое направление. Много проектов в процессе. Думаем, что в течение ближайших трех-четырех лет у нас будет около 100 гипермаркетов. Гипермаркеты для нас - очень важный формат. Надеемся довести продажи товаров нон-фуд в гипермаркетах до 40% от общей выручки. В этом сегменте мы планируем быть лучше западных игроков, присутствующих на российском рынке.
Dp.ru: Расскажите о своих проектах с Министерством сельского хозяйства.
Л.Х.: На прошлой неделе мы с Алексеем Гордеевым (министр сельского хозяйства – прим. Dp.ru) обсуждали некоторые возможные пилотные проекты. Например, о создании дистрибуционных центров в регионах России. Мы хотим в местах производства овощей, фруктов и мяса создать центры закупок. В этих центрах продукты будут обрабатывать, упаковывать и потом оттуда доставлять в наши магазины по всей территории России. Я оцениваю затраты в один такой центр в $20-30 млн. без учета стоимости земли. Но выгода очевидна, ведь нам удастся устранить одного-двух посредников и повысить качество сельхозпродукции, представленной на полках наших магазинов.
Второй проект состоит в том, чтобы наши магазины появились в районных центрах. Мы начнем пилотный проект в одной из областей европейской части России.
Dp.ru: Куда вы лично вкладываете деньги?
Л.Х.: Ну конечно в X5 Retail Group. Но есть и другие проекты, в которых я участвую. Это нормально - не складывать все деньги в одну корзину.