Бизнесмены готовы потратиться на талисманы

Автор фото: danilgubanov.narod.ru

Рынок сувенирной продукции растет в среднем на 20% в год. Немалую долю прироста обеспечивают бизнесмены, активно заполняющие свои кабинеты символами богатства и успеха.

По словам Ирины Садовой, аналитика компании «ЭКРО-RG», объем рынка сувениров в Петербурге в 2006 г. оценивался примерно в $17-18 млн, в 2007 г. - в $22-25 млн. Удивительно, но факт: бизнесмены и руководители, люди прагматичные до мозга костей, готовы тратить на свои суеверия немалые деньги. По словам специалистов, подсчитать, сколько в среднем бизнесмены тратят на покупку различных талисманов и оберегов, сложно. Но судя по тому, что офисы некоторых бизнесменов больше напоминают китайскую лавку, они вносят свою лепту, причем немалую, в рост рынка сувенирной продукции.
Освящать бизнес-объекты и организовывать офисы и кабинеты по фэн-шуй вообще стало почти будничным делом. И при этом не самым дешевым. Так, процедура освящения офиса православным священником обходится бизнесменам в сумму от 10 тыс. до 50 тыс. рублей. По словам Светланы Беляевой, ведущего специалиста Центра классического фэн-шуй «Линия Ци», стоимость организации пространства по этой методике зависит от разных обстоятельств и колеблется от 300 рублей до 1000 рублей за 1 м2.
«Примерно 25% заказов приходится на организацию бизнес-пространства. Это не только кабинеты и офисы, но и рестораны, и даже выставки, - рассказывает Светлана Беляева. - Однако фэн-шуй не имеет отношения к религии. Это просто эффективная организация пространства, и ничего больше. Есть случаи, когда бизнесмены, сначала организовав офис по фэн-шуй, приглашают батюшку, для того чтобы освятить его».
«Нередко к фэн-шуй обращаются люди, у которых после переезда в другой офис начались движения в худшую сторону, при том что все бизнес-составляющие работают, как и раньше, - поясняет Татьяна Кудрявцева, специалист по фэн-шуй. - После реорганизации пространства начинается улучшение. Кстати, к фэн-шуй все чаще стали прибегать мужчины». По ее словам, фэн-шуй - это всегда изменение пространства. А то, что часто называют фэн-шуй, например денежных жаб и колокольчики, на самом деле не имеет к нему прямого отношения.
Тем не менее экспансия в кабинеты топ-менеджеров и бизнесменов статуэток китайского бога богатства - Хотея, различных тотемных масок и фигур тотемных животных, камней от сглаза в самом разгаре. «На мой взгляд, самая важная причина популяризации различных талисманов - в снижении чувства безопасности, - говорит Татьяна Кузнецова, врач-психотерапевт, ведущий специалист Института психологического консультирования «Новый век». - Люди сегодня подвергаются сильной фрустрации. Обложиться оберегами - это элементарная психологическая страховка. Подсознательно хочется найти некий предмет, особенно если какой-нибудь знакомый обозначил его как предмет работающий, чтобы эту безопасность как-то поддержать».
Кроме того, отмечает Татьяна Кузнецова, руководители постоянно находятся в состоянии стресса. А когда человек попадает в стресс и не может рационально объяснить причины его возникновения, то в определенный момент рациональное мышление замещается тем самым символическим. И поэтому в стрессе человек ищет символы, талисманы. «Благоприятную почву для этого создают колдуны, ворожеи с предложениями навести порчу, снять сглаз», - считает Татьяна Кузнецова. А вот от этого человек никак не может защититься, кроме как символически. Так как с научной точки зрения эти порчи ни опровергнуть, ни подтвердить нельзя. Так же как нельзя научно опровергнуть или подтвердить силу и эффективность талисманов и оберегов».
Татьяна Кудрявцева уверена: мысли материальны. «Насколько мы верим в то, что жаба принесет нам доход, настолько она и будет работать. А если мы ее поставим на стол ради моды, то и денег вряд ли дождемся», - говорит она. - Размещая по кабинетам талисманы, приносящие деньги, удачу и прочие блага, нужно четко знать, чего мы хотим и для чего нужно заработать эти самые деньги. Если мы просто хотим иметь деньги вообще, то вряд ли талисманы будут работать на обогащение".