00:0019 октября 200700:00
26просмотров
00:0019 октября 2007
"Silenzio. Диана Вишнева". Мариинский театр. "Арлекин - слуга двух господ". Миланский театр "Пикколо" на сцене Александринского театра.
В октябре в Петербурге прошли два показательных
театральных события: премьера спектакля "Silenzio. Диана Вишнева" и спектакль
Джорд-жо Стрелера в Александинке. "Silenzio" оказалось по-становкой умной и
зрелищной, хотя и по-гофмановски мрачноватой. А вот "Арлекин", ветеран сцены,
идущий на подмостках уже 60-й сезон, произвел впечатление затянутого и
безнадежно старомодного действа.
Сюжет "Слуги двух господ" Карло Гольдони
мы знаем по полному песен и танцев фильму "Труффальдино из Бергамо" с подвижным
как ртуть Константином Райкиным в роли слуги. Вошедший в учебники Арлекин -
Феруччо Солери играет эту роль с 1963 года. Когда-то его герой тоже лихо
отплясывал по сцене, ходил колесом, флиртовал с горничной. Сегодня мы видим
пожилого и не очень здорового человека, безразличного ко всему кроме еды,
ведущего с самим собой бесконечный груст-ный диалог. Фирс, заменивший Арлекина,
задает ритм всему действию, а оно течет медлительно, вяло и предсказуемо до
мизансцен. Безупречный стиль и качество костюмов, выверенные рисунки ролей,
безнадежно непонятные иностранцу речевые характеристики персонажей - все это
делает "Арлекина" почтенным мемориалом некогда живой душе комедии дель
арте.
Концепция спектакля "Silenzio. Диана Вишнева", разработанная
режиссером Андреем Могучим, Константином Учителем, выступившим в роли
сценариста, и художником Александром Шишкиным, показывает, каким может быть
новаторское осмысление традиционных театральных ходов. Солистка Мариинского
театра Вишнева демонстрирует высококласс-ную выучку петербургской балетной школы
на фоне стены, сложенной из белых картонных кубов. Перед нами проходит жизнь
балерины: детство, полное смутных мечтаний и ежедневных занятий у станка,
коллективное отрочест-во среди десятков неотличимых друг от друга "маленьких
лебедей", первые выступления в роскошном театре с бархатными ложами. И, наконец,
ожидаемый публикой "Умирающий лебедь", которого балерина еще не исполняла.
Осваивая весь диапазон со-временных театральных средств - технических,
эстетических, смысловых, - российский балет с его классической школой и в самом
деле оказывается "впереди планеты всей". Балетный спектакль сегодня - это
синтетическое зрелище, в котором есть место и компьютерным технологиям, и
видеоарту, и нотам иронии.
В балете "Silenzio. Диана Вишнева" нашлось
место и компьютерным технологиям, и видеоарту, и нотам иронии.