Молчание лебедей и Труффальдино

"Silenzio. Диана Вишнева". Мариинский театр. "Арлекин - слуга двух господ". Миланский театр "Пикколо" на сцене Александринского театра.

В октябре в Петербурге прошли два показательных театральных события: премьера спектакля "Silenzio. Диана Вишнева" и спектакль Джорд-жо Стрелера в Александинке. "Silenzio" оказалось по-становкой умной и зрелищной, хотя и по-гофмановски мрачноватой. А вот "Арлекин", ветеран сцены, идущий на подмостках уже 60-й сезон, произвел впечатление затянутого и безнадежно старомодного действа.
Сюжет "Слуги двух господ" Карло Гольдони мы знаем по полному песен и танцев фильму "Труффальдино из Бергамо" с подвижным как ртуть Константином Райкиным в роли слуги. Вошедший в учебники Арлекин - Феруччо Солери играет эту роль с 1963 года. Когда-то его герой тоже лихо отплясывал по сцене, ходил колесом, флиртовал с горничной. Сегодня мы видим пожилого и не очень здорового человека, безразличного ко всему кроме еды, ведущего с самим собой бесконечный груст-ный диалог. Фирс, заменивший Арлекина, задает ритм всему действию, а оно течет медлительно, вяло и предсказуемо до мизансцен. Безупречный стиль и качество костюмов, выверенные рисунки ролей, безнадежно непонятные иностранцу речевые характеристики персонажей - все это делает "Арлекина" почтенным мемориалом некогда живой душе комедии дель арте.
Концепция спектакля "Silenzio. Диана Вишнева", разработанная режиссером Андреем Могучим, Константином Учителем, выступившим в роли сценариста, и художником Александром Шишкиным, показывает, каким может быть новаторское осмысление традиционных театральных ходов. Солистка Мариинского театра Вишнева демонстрирует высококласс-ную выучку петербургской балетной школы на фоне стены, сложенной из белых картонных кубов. Перед нами проходит жизнь балерины: детство, полное смутных мечтаний и ежедневных занятий у станка, коллективное отрочест-во среди десятков неотличимых друг от друга "маленьких лебедей", первые выступления в роскошном театре с бархатными ложами. И, наконец, ожидаемый публикой "Умирающий лебедь", которого балерина еще не исполняла. Осваивая весь диапазон со-временных театральных средств - технических, эстетических, смысловых, - российский балет с его классической школой и в самом деле оказывается "впереди планеты всей". Балетный спектакль сегодня - это синтетическое зрелище, в котором есть место и компьютерным технологиям, и видеоарту, и нотам иронии.
В балете "Silenzio. Диана Вишнева" нашлось место и компьютерным технологиям, и видеоарту, и нотам иронии.