Вермеер, недорого

Предаукционная выставка Christie's, открывающаяся в будущую пятницу в отреставрированном наконец-то Доме Пашкова и которая продлится всего два дня – это настоящее собрание шедевров мирового значения. То, что один из двух ведущих мировых аукционных домов привез в России свои "топовые" лоты, говорит о том, что к русским покупателям его специалисты относятся чрезвычайно серьезно. Еще бы. Цены, которых достигли работы русских художников – Кустодиева, Сомова, Гончаровой и других – стали сравнимы с ценами на картины общепризнанных гениев и устроили этот бум русские нувориши.

<b>Правда, с маленькой оговоркой</b> – хотя покупатели этих русских картин не афишируют свои имена, можно с высокой долей вероятности утверждать, что все они – исключительно из России. При всем уважении и преклонении перед талантом Натальи Гончаровой, вряд ли рекордный по цене "Сбор яблок" купил тот же самый американский игорный магнат, купивший на аукционе Sotheby's предпоследнее полотно Яна Вермеера, которое можно было купить. А вот последнее привезут в Москву и выставят в Доме Пашкова 19 и 20 октября. Называется оно "Святая Пракседа" и имеет предварительную оценку $12 млн. И можно не сомневаться, что в ходе торгов цена возрастет как минимум до $50 млн, а то и вовсе приблизится к сотне.
<b>Дело в том, что Вермеер</b>, перед мастерством которого преклонялся сам Сальвадор Дали, безо всяко сомнения – художник из разряда великих. Его сообитатели по пантеону гениев – это Леонардо, Рафаэль, Тициан, Боттичелли, Рембрант, Ван-Гог. Картины таких художников являются национальным достоянием и большинство из них находятся исключительно в государственных музеях – причем столетиями. А из великих национальных собраний, естественно, вещи не продаются. Ну, только если власть в стране не захватили Ленин с Троцким и их приспешники не кинулись грабить Эрмитаж, пачками продавая шедевры проворному американскому магнату Энрю Меллону, не постыдившемуся купить краденое.
<b>В Европе же такого</b> пока не случалось, несмотря на все революции и войны. И практически все картины Вермеера, (а их совсем немного - 36) висят в музеях и покидать свои места не собираются. В Эрмитаже – нашем главном государственном собрании западноевропейской живописи, картин Вермеера нет и не было.
<b>Между тем</b>, по своему художественному значению – выдающемуся! – предназначенный к продаже на аукционе Christie's шедевр Яна Вермеера значительно превосходит и собрание фарфоровых безделушек российского императорского завода, слегка разбавленное русской живописью, которое недавно приобрел в интересах России Алишер Усманов и даже коллекцию знаменитых императорских яиц Фаберже из собрания семьи Форбс, которое купил Виктор Вексельберг и которую острословы теперь именую не иначе как "яйца Вексельберга".
<b>Сказанное отнюдь не умаляет</b> заслуг обоих предпринимателей, один из которых просто целиком передал купленную коллекцию государству, не сказав при этом: "а вот эту табакерочку я все-таки себе заберу!..", а другой надолго выставил дорогое приобретение на всеобщее обозрение. Но это все, так сказать, достижения русского прикладного искусства, а в случае с картиной Вермеера мы имеем дело с общепризнанным мировым шедевром, настоящей жемчужиной любой коллекции, любого музея. Вопрос только в том, найдется ли "социально ответственный" олигарх, который осознает, что купить "Святую Пракседу" для Эрмитажа – это во сто крат круче, чем оплатить трансфер Шевченко из "Милана" и "Челси"?
<b>Потому что случай</b> представляется поистине уникальный – к примеру картин, Пикассо, который тоже будет представлен в доме Пашкова, что называется "как грязи". Испанец, как известно, был плодовит до чрезвычайности. И Пикассо, и Шагал, и Энди Уорхол, продавались и будут продаваться, с художественного рынка они никуда не исчезнут. А вот Вермеер… Он последний. К слову сказать, наши доблестные распорядители тех денег, которые государство выделяет на культуру и люди, в отличие от олигархов в искусстве разбирающиеся, могли бы как-то уже пошевелиться и организовать что-то типа акции "Купим Вермеера для Эрмитажа!", организовав фонд, если конечная цена на аукционе нашим магнатам покажется чрезмерно велика. В фонд могут скинуться все олигархи, продемонстрировав свою "государственность" за относительно недорого.
<b>Наконец, можно обратиться</b> напрямую к президенту и затребовать нефтяных денег напрямую из резервного фонда – случай того требует. Потому ждать, что пока наши олигархи дорастут до уровня того же Эндрю Мелона, который, кстати, все купленные в результате разграбления Эрмитажа шедевры подарил Вашингтонской национальной галерее и это едва ли не лучшее, что там есть, времени совсем не осталось.
<b>Почему-то у американцев</b>, сколько бы не издевались над их примитивностью, хватает ума покупать шедевры, а вот наших все больше на футбол тянет. В лучшем случае – на фальшивого Айвазовского. А тут какой-то Вермеер. Вы о чем?