18:0031 августа 200718:00
2просмотров
18:0031 августа 2007
Осенью растительное масло подорожает минимум на 30%. Многие эксперты считают, что виной этому стал не только плохой урожай подсолнечника, но и агрессивная политика крупных агрохолдингов, пытающихся вытеснить с рынка более мелких производителей.
<b>На резкое подорожание подсолнечного масла</b> в этом году повлияют сразу два фактора. Один из них – стремление крупных производителей масла расчистить рынок от мелких производителей. Наиболее удручающим грядущее подорожание выглядит на фоне общего роста этой агропромышленной отрасли.
<b>"Ежегодно в России</b> прибавляются мощности по переработке, – пояснила dp.ru Алина Мирсагатова, эксперт по рынку масличных Института конъюнктуры аграрного рынка. – Несмотря на то что в прошлом году был собран рекордный урожай, все равно ощущался дефицит сырья. Многие заводы испытывали трудности. Цены были достаточно высокими, дошли до 10 руб. за кг подсолнечника. В связи с прогнозируемым сокращением валового сбора, ситуация на рынке подсолнечника в новом сезоне становится еще более напряженной".
<b>В этом году сократились посевные площади,</b> а урожайность в ряде регионов прогнозируется ниже прошлогоднего показателя. К этому добавилось значительное сокращение производства подсолнечника во многих странах-производителях. Оно привело к увеличению дефицита подсолнечника и росту цен на мировом рынке. К примеру, на Украине прогноз валового сбора на 2 млн т ниже, чем в прошлом году.
<b>"Постоянное наращивание</b> производственных мощностей и борьба крупных переработчиков за свободные объемы провоцируют рекордно высокий уровень цен на подсолнечник в начале сезона вместо традиционного снижения, – продолжает г-жа Мирсагатова. – Стартовые цены на семечку нового урожая в 2 раза превышают прошлогодние показатели – 12 тыс. руб. за тонну в этом году против 6 тыс. руб. за тонну в прошлом".
<b>D</b><b>P</b><b>.</b><b>RU</b><b> обратился за разъяснениями</b> к ведущему отечественному производителю подсолнечного масла – агропромышленной группе "Юг Руси". Коммерческий директор компании Сергей Каменецкий согласился дать комментарий, но в такие сроки, которые никоим образом не могли устроить редакцию. Поэтому dp.ru восприняло заявление г-на Каменецкого как отказ отвечать на вопросы.
<b>Мелкие производители,</b> напротив, очень охотно идут на контакт. Так, менеджер по продажам ООО "Лиман" Анар Бабаев прояснил ситуацию, происходящую на рынке подсолнечного масла.
<b>"Урожай подсолнечника</b> значительно ниже, чем в обычный год, процентов на 30, поэтому стартовая цена на подсолнечник в самом начале сезона взлетела до 12 руб., – сказал он. – Цены устанавливает единственный и неповторимый монополист АПГ "Юг Руси".
<b>Они не рассчитали</b> и продали в начале года очень много подсолнечного масла на экспорт. Это привело к тому, что к июлю месяцу они не могли обеспечить потребность поставок на внутренний рынок. В августе они даже остановили отгрузки и отпускали только сетевым магазинам, которым были проплачены входные бонусы.
<b>Мало-мальские оптовики,</b> по словам г-на Бабаева, даже те, кто перечислил деньги, не получили продукцию. Так появился дефицит продукции на внутреннем рынке. Те обратились к более мелким производителям.
<b>"Мы отгружали до тех пор,</b> пока это было возможно, – говорит менеджер. – Но когда новый урожай стоит уже 12 руб. Эту цену также устанавливает "Юг Руси". При этом среднегодичная цена литра масла в первой половине года составляла 22 руб.
<b>По данным dp.ru, в 2003 году</b> оптовая цена расфасованного масла составляла 26-27 руб. за литр. Его стоимость постоянно сокращалась. В начале этого года она составила 22 рубля.
<b>"Юг Руси" сбивал цену </b>на готовую продукцию, полагают некрупные производители масла, и повышал цену на закупку сырья, пытаясь уничтожить более мелких производителей.
<b>"Если "Юг Руси" выставит</b> фасованное масло по цене ниже 33-32 руб. за литр, – резюмирует Анар Бабаев. – То остальным, более мелким производителям не останется ничего, как просто давить и продавать им нефасованное масло или просто закрыть заводы и пойти заниматься чем-нибудь другим. При нынешней стоимости семечки мы должны продавать масло по 40-42 рубля, но мы этого не делаем".