19:0017 июля 200719:00
6просмотров
19:0017 июля 2007
О своем видении причин дипломатического конфликта между Лондоном и Москвой dp.ru рассказал главный редактор журнала "Профиль", телеведущий Михаил Леонтьев.
<b>"Скандал на самом деле носит психиатрический характер.</b> И не очень понятно, насколько англичане здесь самостоятельны. Они понимают, что на самом деле влипли. Стали заложниками собственной информационной конструкции и, очевидно, что в этом деле задействованы структуры и лица, которые не могут отступить, не потеряв положение, лицо и так далее. Естественным было бы в этой ситуации, чтобы они начали это дело замалчивать. Но в таком случае люди, которые все это дело раскручивали, должны были бы как-то отвечать, хотя бы по-тихому. А они не хотят.
<b>Скандал носит,</b> я бы сказал даже параноидальный характер. Во-первых, совершенно очевидно, что Британия – чемпион по невыдаче людей, в том числе тех, которые обвиняются в тяжких преступлениях. И не только России, хотя именно нам они никогда никого не выдавали. Имею в виду огромное количество личностей, сыгравших в судьбах XIX и XX века чудовищную роль. Эти лица спокойно жили и укрывались в Британии. Например, террористы от большевиков и эсеров. Сейчас они не выдают людей американцам. Тех, которых американская сторона обвиняет в причастности к теракту 11 сентября. Причем, может быть, у американцев действительно улики плохие, но они-то уверены, что улики вполне нормальные. Они не выдают исламских террористов Франции и Италии. Причем невыдачу Франции они мотивирует тем, что там плохо, так сказать, предвзято относятся к радикальным исламистам.
<b>Чем больше англичане</b> кричат, тем больше это будет использовано против них. И это все довольно странно. На самом деле они просто очень серьезно попали. Потому что нашим удалось доказать, что британские спецслужбы вели все дело Литвиненко от начала до конца. Просто вели. Мы не можем доказать сейчас, кто его убил, убили ли вообще и при каких обстоятельствах. Во-первых, неизвестно, что будет дальше. А во-вторых, то, что мы сейчас уже показали, страшно меняет общее впечатление, прежде всего английского общества обо всей этой истории. В принципе, все, что они делают, это попытка криками заглушить содержательное рассмотрение ситуации, чтобы не узнать, что же там на самом деле было.
<b>– Как долго, по вашему мнению, продлится этот дипломатический конфликт?</b>
– Долго это продолжаться не может, у меня вообще есть ощущение, что это некий все-таки элемент большой паранойи. Полностью рационально объяснить это невозможно. Есть только единственный довод, при котором их поведение можно считать рациональным – прямая причастность должностных лиц к убийству Литвиненко. Тогда им просто некуда отступать. Либо они это дело приведут в абсолютную плоскость политической паранойи, либо не будут отвечать за это. Это единственное рациональное объяснение. То есть вот конкретные должностные лица знали, были причастны, давали указания, либо в убийстве Литвиненко, либо в его смерти. Потому что это могло быть непредумышленное убийство. Что там этот идиот делал с полонием, если бы таковой попал ему в руки, понять совершенно невозможно. Поскольку поведение идиота непредсказуемо.
<b>– Учитывая, что многие российские олигархи имеют в Лондоне недвижимость, бизнес и большие банковские счета, будут ли они, на ваш взгляд, оказывать воздействие на сложившуюся ситуацию?</b>
– В Лондоне не находится много российских денег. То, что там есть имущество русских и многие там живут, это так. Но в Лондоне нравится жить многим людям и не только русским олигархам. Пиночету нравилось жить в Британии, пока англичане его не кинули. Деньги русских находятся везде, но они не вложены в британскую экономику. Она непривлекательна. Они вложены в британскую недвижимость. Большинство британских банков офшорные, и к какой юрисдикции они относятся – вопрос, вообще не имеющий никакого смысла. Думаю, наших олигархов эта проблема вряд ли затронет. Нет у нас больших денег вложенных в Британию. У нас гораздо больше вложено в Германию. Британия – непривлекательная для инвестиций страна, я мало знаю людей, которые инвестируют в Британскую экономику. Британский бизнес не гостеприимен для чужих, их экономика менее открыта, чем европейская.
<b>– А как в этой ситуации будут действовать английские бизнесмены?</b>
–Для английских бизнесменов интересно в первую очередь одно – если этот конфликт не завершится, то британский бизнес окажется ярким аутсайдером. Пример – французская "Тоталь" договорилась, что она участвует в разработке Штокманского месторождения. Британские компании так уже точно не договорятся. Россия становится самой инвестиционно привлекательной страной в мире, и по любым прогнозам эта привлекательность будет расти. С точки зрения британских энергетических и нефтяных компаний, Россия вообще имеет колоссальное значение. Они же в основном операторы североморской нефти, а она заканчивается. Куда им деться? В среднесрочном плане британский бизнес будет оказывать колоссальное давление на власть, чтобы они прекратили эту свистопляску. И никаких сомнений в этом нет. Но они сейчас не решают долгосрочных проблем. Совершенно очевидно, что это не долгосрочная политика, а истерика. Причем сознательно раздуваемая истерия. Потому что когда все дико орут, никто никого не слушает и можно не разбираться в деталях.
<b>– На ваш взгляд, достаточно ли улик у Британии для обвинения Лугового в убийстве Литвиненко?</b>
– Улик против Лугового каких-то вменяемых попросту не существует. Есть некое собрание косвенных улик, которое они хотят считать доказательствами. Но больше, кроме них, никто это доказательствами считать не может. Заметили, сколько было разговоров о том, что сейчас британские Скотланд-Ярд и прокуратура обнародуют доказательства и выступят на слушаниях. Все, потрясенные, лягут. И что мы услышали? Разговор о том, что в чайнике вода пожелтела? Это просто горячечный бред. Если они на этом уровне собираются дальше делами заниматься... Ведь не сразу же пошел этот бармен, он молчал-молчал и вдруг побежал в "Дейли Телеграф" специально под эту истерику давать интервью. Человек просто несет ахинею. Это свидетель у них. Еще и говорят, что он главный свидетель, тогда мне хотелось бы посмотреть на не главных свидетелей, которые, наверное, лечатся сейчас в сумасшедшем доме. Диссертацию готовят о влиянии полония на чай. И непонятно, как можно от раствора полония получить что-то. Если газетного листа достаточно, чтобы нейтрализовать альфа-излучение, то каким образом оно проникает через воду, понять вообще нельзя.
<b>– Министр иностранных дел Великобритании хочет обсудить конфликт между нашими странами с руководством Евросоюза. Насколько мнение Великобритании значимо в Евросоюзе? </b>
– Позиция Англии в Евросоюзе, конечно, значима, но гораздо менее значима, чем позиция Америки, несмотря на то, что она не является членом Евросоюза. Англия постоянно дистанцируется от Евросоюза и вообще это страна, которая отплывает все время в сторону Соединенных Штатов, так сказать, пятая колонна. Поэтому позиция Англии сейчас тоже значима. Но к Евросоюзу это не относится. Что говорить о нем, если они не могут оформить свои претензии ни в какую вменяемую юридическую форму. Не говорят, что они хотят от нас. Они только что нам отказали в экстрадиции Закаева. Я не знаю, кем они считают Березовского, который является безусловным фигурантом в деле об убийстве Литвиненко. Причем подозреваемым.
<b>– Как может измениться отношение европейских стран к России после обсуждения в Евросоюзе?</b>
– Формально Британии, конечно, выскажут поддержку, на словах, как американцы высказали, но реально никто ее в этом деле поддерживать не будет. Дураков нет. Вообще, все это нелепо. Ведь никаких отказов, например, рассматривать процессуальные улики против Лугового не было. Был отказ в экстрадиции. Отказ продиктован законодательством российским, и такое законодательство у большинства стран. Кстати, апелляция министра иностранных дел Британии к международным прецедентам, что многие страны изменили свою конституцию, она нелепа. Потому что речь идет о европейских странах, которые внесли изменения в конституцию в связи с имеющимися общеевропейскими нормами, как члены Евросоюза. Евросоюз – это вообще надгосударственное объединение, которому государство делегирует очень большую часть своих полномочий. Их внутренне обязательство, они вступали в Евросоюз, мы-то тут причем? Ни американцы, ни израильтяне и огромное количество других стран не практикуют выдачу своих граждан. Это же не значит, что их граждане находятся вне юрисдикции и не могут быть осуждены за преступление. Вот, пожалуйста, представьте доказательства, и мы будем судить этих людей. Существуют соответствующие процедуры участия сторон в подобных процессах.