15:4908 июня 200715:49
7просмотров
15:4908 июня 2007
Перспективы производства "Суперджетов" и замены устаревшего российского авиапарка специально для dp.ru комментируют аналитик Deutsche Bank по транспорту Елена Сахнова и директор авиаконсалтинговой компании InfoMOST Борис Рыбак.
<b>Е. С.: Производство "Суперджетов</b>" планируется начать в 2008 году, но я не очень удивлюсь, если оно несколько отложится или передвинется. Так всегда случается с новыми проектами. Потом можно ожидать постепенного наращивания производства, и в течение 5 лет "Сухой" сможет выйти на объемы около 30 самолетов в год.
<b>Необходимость в этом самолете </b>достаточно большая – как у российских перевозчиков, у которых парк Ту-134 просто безумно устарел и на них уже реально страшно летать, так и у западных компаний. Сейчас они используют в основном самолеты "Бомбардье" и "Эмбрайер", но, как утверждается, характеристики "Суперджета" будут лучше.
<b>Однако, я не думаю</b>, что в ближайшее время будут сняты с эксплуатации все Ту-134. Возможно, будет частичная замена на какие-то подержанные иномарки, но скорее всего предпочтут какое-то время еще выждать, и уже потом заменить на Ту-334 и "Суперджеты". В принципе, "тушки" мог бы заменить и Ан-148. Но проблема в том, что государство не может одновременно вытягивать два проекта. Если кто-либо из частных инвесторов возьмется профинансировать организацию их производства – хорошо. Но я так понимаю, что без господдержки частники особенно в этот проект не пойдут, потому что отрасль сложная и металлоемкая. По этому проекту пока больше какие-то заявления, нежели реальное производство. В любом случае, и Ан-148 и "Суперджет" – оба проходят по европейским нормам.
<b>Что касается высокой </b>цены на "Суперджет" – $25 млн, то понятно, что крупные компании получат либо определенный дисконт, либо более выгодные ставки финансирования. Сейчас ведь никто не покупает самолеты, выплачивая всю сумму сразу. Привлекается лизинговая компания, которой вы платите какой-то годовой процент за пользование кредитом. Вот какой именно процент – очень важно. "Аэрофлот" сейчас на Западе платит 5–6%. Естественно, в России пока такие ставки недостижимы. Но вроде бы государство обещало профинансировать часть ставок, чтобы сделать их сопоставимыми с западными.
<b>Б. Р.: А кто вам сказал, что с Ту-134 </b>катастрофическая ситуация и их кровь из носу надо менять? Вовсе они не разваливаются. Да, эти самолеты доживают оставшуюся часть своего срока службы. Но машины, которые выпускают в рейс, вообще говоря, от новых ничем не отличаются. Если их моют плохо, то это уже другое дело. Никакого повышения уровня аварийности с этим самолетом нет. Эти заявления чиновников насчет того, что надо срочно от Ту-134 избавляться – довольно странные. Не вижу никаких абсолютно проблем с этим самолетом. Он чудовищно неэффективен сейчас с точки зрения экономики, поддержание его летной годности стоит колоссальных денег, у него огромный расход топлива. То есть владелец этих машин сильно влетает на деньги. Но если он в состоянии организовать свою работу таким образом, чтобы обеспечить рентабельную эксплуатацию, то почему бы и нет?