Бронзовый солдат: взгляд из Эстонии-2

Массовые беспорядки в Таллине могли быть запланированы эстонскими властями в качестве PR-акции, предполагает социолог Юхан Кивиряхк. DP.RU продолжает публиковать выдержки из экстренного выпуска эстонской газеты "Деловые ведомости".

<b>"Министр внутренних дел</b> Юрии Пихл сообщил в телевизионном интервью, что ситуация в Таллине под контролем, хотя фоном для его рассказа служили кадры бушующих на Пярнуском шоссе русских подростков, горящего киоска и разграбления магазинов. Если ситуация была, по мнению Пихла, под контролем, то получается, что именно такую ситуацию и хотели создать", – пишет Юхан Кивиряхк.
<b>По его мнению</b>, "защитников Бронзового солдата тоже надо было как-то дискредитировать. Поэтому возбужденную толпу и отпустили на Пярнуское шоссе и позволили вандалам в течение нескольких часов беспрепятственно крушить и грабить. При этом было обеспечено максимально широкое распространение видеокартинки происходившего.
<b>"Я не знаю</b>, какую сумму выручил у правительства автор этого гениального сценария. Видать, она была немалой, поскольку даже размер материального ущерба был заранее запланирован в программе действий правительства", – делает вывод социолог.
<b>Репортеру "Деловых ведомостей" </b>удалось пообщаться с сотрудницей эстонской полиции, находившейся на дежурстве в ночь с 26 на 27 апреля. На вопрос о том, как она лично относится к переносу памятника на Тынисмяги, она ответила: "Плохо отношусь, считаю, что это память и осквернять ее недопустимо. Но таким образом защищать свою историю и память павших, как это делает нынешняя молодежь, нельзя. И к этому отношусь плохо".
<b>"Печально и грустно</b> от того, КАК правительство Эстонии осуществило перенос Бронзового солдата – смошенничало, обмануло, прежде всего тех, кто отдавал месяц назад голоса за партии, формировавшие это правительство, – говорит журналист издания Delfi Андрей Клунин. – Печально и грустно от того, как элементарно и красиво (приходится это с сожалением признать) оно перехитрило российскую власть – 26 апреля, еще до событий послу России было предложено назначить представителя для наблюдения за раскопками и эксгумацией. Это предложение было категорически гневно отвергнуто, что позволило эстонской власти собраться ночью на экстренное заседание и умыть руки, снять с себя ответственность за принятие "чрезвычайного" решения".
<b>"Люди, с которыми</b> я в Европе говорил на эту тему, разделяют мнение, что только Эстония вправе решать, где устанавливать памятник, – рассказал норвежский бизнесмен в Эстонии Паал Юул Асхьем. – Эстония не должна спрашивать мнение России, Норвегии или Германии. В России в Химках тоже неделю назад перенесли памятник. Никто этого не обсуждал. Никто в 1947 году не спрашивал у эстонцев, должен там стоять этот памятник или нет. Я очень опечален таким развитием событий, но поддерживаю шаги нового правительства. Я думаю, что Европа в основном смотрит на Эстонию как на хорошее государство. Посмотрим, что принесет будущее".
<b>"Доверие никуда не пропало</b>, – заявил премьер министр Эстонии Андрус Ансип. Эстонцы, я вам точно скажу, не против русских. И я очень рад, что эти бесчинства в течение двух ночей не переросли в межнациональный конфликт. Этого, к счастью, не случилось, и это говорит о том, что Эстония – зрелое общество, люди отлично сознают, что означает правовое государство, что означают действующие в государстве законы, понимают, что их надо выполнять. Сценаристы, видимо, надеялись на конфликты между национальными группами, но их не было, и наверняка кто-то сейчас очень разочарован".
<b>"Эстонцам надо перестать</b> связывать живущих здесь русских с оккупацией и не надо связывать с недавними грабежами, – говорит министр внутренних дел Эстонии Юри Пихл. – Грабили преступники, у которых нет национальности. Русским надо перестать связывать эстонцев с фашистами. У каждого из нас своя точка зрения на те или иные вопросы, и это нормально, когда люди спорят между собой, отстаивают свою точку зрения или протестуют против действия властей. Это нормально. Но нельзя совершать преступления и нарушать законы. Не надо ставить вопрос, кто нам нужен, а кто не нужен. Живущие здесь русскоязычные люди – это наши люди".
<b>"Что могут сделать</b> бизнесмены?" – спросили "Деловые ведомости" председателя совета банка "Санкт-Петербург" Индрека Нейвельта. "К сожалению, ничего в ситуации, когда правительство так поступает, подставляя под удар предпринимателей. Что может сделать правительство? Все, что могло, оно уже сделало", – ответил он.
<b>Весь номер</b> "Деловых ведомостей" содержится в дополнительном файле.