Российско-эстонский скандал повлиял на экономику

События, связанные с переносом памятника советскому солдату в Таллине, породили массу спекуляций на тему российско-эстонских экономических отношений. В кучу смешалась информация о приостановке Россией железнодорожных поставок нефти, нефтепродуктов и угля в Эстонию, о повышении цен за отопление в Таллине, об отказе группы "Северстальтранс" и компании "Акрон" от инвестиций на территории Эстонии и т. д.

<b>DP.RU выяснил</b>, что многие сообщения оказались "уткой", другие – преувеличением, но часть из них подтвердилась.
<b>Все разговоры о том</b>, что Россия повышает Эстонии цены на газ, и это, мол, и есть истинная причина скандала, были опровергнуты как российской, так и эстонской стороной.
<b>В пресс-службе <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/29120" target=_blank>"Газпрома"</a></b> корреспонденту dp.ru сообщили, что между "Газпромом" и эстонской стороной существует долгосрочное соглашение о поставках газа, которое действует до 2015 года:
– Кроме того, ежегодно подписываются дополнительные соглашения, которые предусматривают, в том числе, и изменение цен. Смысл этих дополнительных соглашений в том, чтобы схема построения цены была такой же, как и для европейских потребителей. Последнее такое соглашение было подписано в декабре 2006 года, и оно определяло цены для Эстонии практически на весь 2007 год. Поэтому рост цен на тепло в Таллине никак не связан с тем, что "Газпром" поднял для Эстонии цены на газ.
<b>Истинные причины повышения </b>цен на газ для электростанции Иру, снабжающей теплом около половины таллинцев, объяснили в пресс-службе эстонской компании Eesti Gaas:
– Эти вещи никак не связаны с известными событиями в Эстонии. Просто крупные потребители тепла имели с нами договоры, которые мы не могли пересмотреть так же быстро, как, например, их пришлось пересматривать с "Газпромом" (когда мы вынуждены были перейти на цены, приближающиеся к мировым). Мы подняли цены не потому, что нам их поднял "Газпром", а потому, что мы раньше по старым договорам вынуждены были продавать газ дешевле, чем покупали.
<b>В пресс-службе <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/08528" target=_blank>РЖД</a> dp.ru </b>опровергли сообщения о проблемах с грузоперевозками в Эстонию:
– Это все совершенно не соответствует действительности. Мы с ними работаем в штатном режиме. Никаких ограничений в поставках не планировалось, и в принципе быть не может. Мы как единственный публичный перевозчик в России, выполняем абсолютно все заявки, которые нам подают. Ни одной заявки не было отклонено. Все они будут выполнены. План перевозки в Эстонию на май уже сформирован.
<b>Подтвердились сообщения </b>об отказе некоторых российских компаний от инвестиционных проектов в Эстонии. Представитель "Северстальтранса" сообщила, что компания останавливает строительство автомобильного завода на территории Эстонии в связи с обострением политических отношений с этим государством.
– На территории Эстонии мы предполагали построить предприятие по сборке внедорожников для продажи их на европейские рынки. По этому поводу велись переговоры с китайскими производителями. Через 4 года планировалось выйти на мощность 120 тыс. машин в год. Предприятие планировалось построить в одной из трех портовых зон – Силламяэ, Палдински или Таллине. Дело в том, что комплектующие должны были идти контейнерами, и сборка должна была быть организована в режиме наиболее благоприятном с точки зрения доставки. Приблизительная оценка проекта – чуть менее $80 млн. Предполагалось, что на предприятии будут работать около тысячи человек. Сейчас мы окончательно отказались от реализации этого инвестиционного проекта. Если не вести речь об упущенной прибыли, то, кроме некоторых средств, затраченных на разработку проекта и техническую документацию, мы ничего не потеряли.
<b>В пресс-службе компании "Акрон"</b> сообщили, что агрохимическая компания приостанавливает финансирование своих инвестпроектов в Эстонии:
– У нас там расположены большие портовые мощности, освоение которых предполагает развитие инфраструктуры, а также сопутствующих социальных проектов. Но мы не можем стоять в стороне от морали, и приостанавливаем этот проект до тех пор, пока отношения с Эстонией не нормализуются.