15:2103 мая 200715:21
6просмотров
15:2103 мая 2007
Уличные беспорядки в столице Эстонии Таллине, разразившиеся после того, как из центра города убрали памятник советскому солдату, фокусируют внимание на противоречиях между разными слоями населения страны. Также они чреваты полным разрывом дипломатических отношений между Эстонией и Россией. Пойдет ли Москва на этот шаг, будет зависеть от того, что перевесит – чувство обиды, а также предвыборный политический капитал, который можно сколотить на наказании Эстонии, либо потребность России улучшить свою репутацию в глазах главного торгового партнера – Евросоюза.
26 апреля власти Таллина по распоряжению недавно приведенного к присяге правительства правых, обнесли забором памятник, известный как Бронзовый солдат, который стоял на одной из площадей в центре Таллина, и перевезли его в другое место – куда именно, не разглашалось. Вскоре после этого начались работы по эксгумации останков советских воинов, погребенных под памятником, с целью их последующего перезахоронения на военном кладбище. Начало работ повлекло за собой протесты русскоязычного населения столицы, которые перешли в беспорядки. Итог: три ночи бунтов, вандализма и мародерства, один участник демонстрации погиб, более 150 ранены. "Взрывная волна" событий добралась и до России: в верхней палате российского парламента прозвучало предложение полностью разорвать дипломатические отношения с Эстонией.
<b>Диаметрально противоположные позиции </b>
Почему столько шума из-за одной-единственной статуи? Для большинства лиц эстонской национальности она символизирует возвеличивание Советской армии – силы, с помощью которой Эстония подвергалась 50-летней оккупации, начавшейся в 1940 году. Для русскоязычных жителей столицы (не все они русские, среди них много украинцев и белорусов) эта фигура – дань уважения Советской армии за ее вклад в разгром фашизма в Европе и память о 27 миллионах жителей СССР, погибших во время Второй мировой войны.
Эстонцы составляют примерно половину населения Таллина. Другая половина – русскоговорящие. Первые стремятся любой ценой уничтожить символы советской эпохи. Русскоговорящие воспринимают это как афронт, усиливающий ощущение, что в Эстонии их подвергают дискриминации (когда в 1991 году Эстония стала независимым государством, большинство русскоязычных жителей Эстонии не получили эстонское гражданство автоматически).
Вспышка насилия, которую повлек за собой демонтаж памятника, подчеркивает, как сильно расслоено эстонское общество, несмотря на то что в очень многих аспектов это самая успешная из бывших советских республик. Согласно законодательству Эстонии, право на гражданство не предоставляется автоматически тем, кто обосновался в стране в период оккупации. Лишь около трети лиц, которые в 1991 году имели статус "неграждан", получили гражданство, а вместе с ним – полные права на голосование и трудоустройство, путем натурализации. По статистике, русскоговорящие составляют вполне пропорциональную долю среди богатейших жителей Эстонии, зато в слоях со средним достатком их доля не слишком велика.
Дразнить медведя
Взаимоотношения Эстонии с Россией оставляют желать лучшего с тех пор, как власти страны вскоре после провозглашения независимости заняли четкую позицию относительно предоставления гражданства. Для России подобное обхождение с русскоязычным населением оскорбительно; в свою очередь, поражение русскоязычных в правах означает, что органы власти, избираемые в Эстонии, не очень-то дружелюбно настроены по отношению к восточному соседу.
Некоторые факторы указывают на то, что Россия резко среагирует на случившееся. Во-первых, уже есть прецеденты, когда Россия критиковала Эстонию или грозила ей санкциями за политику в отношении русскоговорящих. Во-вторых, Россия переходит в "предвыборный режим": на декабрь назначены парламентские выборы, менее года остается до президентских. Эстония традиционно является доступной мишенью для российских политиков, которые стремятся завоевать доверие националистов. Как заметил один эстонский дипломат, Эстония – точно маленькая собачка, которую легко пнуть. В-третьих, в данном случае провокация весьма серьезна: эксгумация павших на войне и демонтаж статуи, напоминающей о колоссальных потерях, понесенных Россией ради победы над нацистской Германией. Президент России Владимир Путин в прошлом уже выражал негодование по поводу заявлений прибалтийских политиков, называющих советские войска оккупационными. Это не только вызов национальной чести России; если такая позиция возобладает, она также послужит оправданием политики Эстонии и Латвии в области предоставления гражданства и подготовит почву для выдвижения против России исков о денежной компенсации и территориальных претензий.
Тем не менее нападки на Эстонию, по-видимому, больше не являются для России безопасным занятием. Отношения России с Евросоюзом, ее основным торговым партнером, сейчас, по-видимому, максимально ухудшились с тех пор, как Путин стал президентом. В Евросоюзе растет обеспокоенность многими проблемами, в том числе эрозией политических и гражданских свобод в России, наступлением на частных инвесторов, среди которых есть и западные, а также политизацией торговых отношений. Последнее связано преимущественно с сомнениями в надежности России как главного поставщика газа в Европу. Вызывает подозрения также сохранение запрета на экспорт мяса из Польши в Россию: официально он объясняется санитарно-гигиеническими соображениями, но есть мнение, что за ним стоят какие-то иные мотивы.
В обычных условиях эти соображения вряд ли смогли бы сами по себе сдержать реакцию Кремля. Однако сегодня расстановка сил в Евросоюзе выглядит менее благоприятной для России, чем год назад. Во главе Германии – ключевого партнера России в Евросоюзе – больше не стоит главный союзник Путина на Западе Герхард Шредер. Преемница Шредера, Ангела Меркель, не столь подвластна обаянию Путина. А второй из основных союзников Путина в Евросоюзе, Жак Ширак, тоже вот-вот покинет свой пост. Теперь России, вероятно, придется больше считаться с малыми членами Евросоюза, в числе которых Эстония и Латвия. Учитывая интересы России к энергетическому сектору Евросоюза, это, возможно, объясняет, почему в конце марта Путин велел своим подчиненным заключить соглашение о границах с Латвией, которое столь долго откладывалось.
Теперь вопрос в том, что возобладает в России: инстинктивное желание ударить по Эстонии или необходимость улучшить свой имидж в глазах Евросоюза. Разрыв дипломатических отношений вряд ли сильно повредит Эстонии. Торговые санкции будут ощущаться болезненнее, хотя экономические интересы России – особенно в основных сферах экспорта – также пострадают. Кроме того, подобные санкции будут нарушением соглашений между Россией и Евросоюзом.
В ближайшее время проблема вряд ли рассосется. Очевидно, в интересах России, чтобы конфликт тлел как можно дольше, но какой вариант эндшпиля приготовила Москва, пока сказать трудно. Как минимум, вся эта история может отвлечь внимание от других больных мест в отношениях России с Евросоюзом. Опасность для Москвы в том, что Россия может переусердствовать с жесткостью реакции – как уже вышло в отношении Украины и Грузии – что повлечет за собой единодушное одобрение Евросоюзом позиции эстонских властей. Есть версия, что первоначальным мотивом перемещения Бронзового солдата было желание Эстонии избежать межэтнических столкновений на приближающемся праздновании окончания войны 8 мая, но роковые беспорядки напомнили, что значительная часть населения страны по-прежнему не интегрирована в общество и на это обстоятельство не всегда можно безнаказанно закрывать глаза.
The Economist