18:0720 апреля 200718:07
8просмотров
18:0720 апреля 2007
Главный редактор журнала "Франция" Михаил Гохман считает, что второй тур выборов во Франции будет обязательно. 22 апреля во Франции выборы президента. Об особенностях предвыборной кампании и о том, кто в ней может победить – в эксклюзивном интервью.
<b>М. Г.:</b> Прогнозировать, кто победит, очень тяжело. Прогнозировать легко в России. К моменту, когда в Москве определяются все кандидаты, можно уже не прогнозировать, а точно определить, кто победит. Во Франции это делать гораздо тяжелей, поскольку там – нормальные выборы. Сейчас реальных лидеров там три. И один подлидер.
Наиболее реальный кандидат – Николя Саркози. По опросам у него порядка 29–30% голосов избирателей. Не намного, приблизительно на 5% отстает от него Сеголен Руаяль. На 5% от нее отстает Франсуа Байру, лидер правоцентристского "Союза за французскую демократию". Французские политологи предполагают, что Саркози и Руаяль встретятся во втором туре. В этом случае вероятность того, что выиграет Саркози, достаточно велика.
Второй тур будет обязательно, без второго тура не обойтись при таких цифрах социологических замеров. Не исключают политологи и возможного феномена: если во второй тур выходят Саркози и Байру то, по опросам общественного мнения, выиграет Байру, к нему перейдет электорат Руаяль. Но у Байру нет партии, все она перешла к галлистам. Если он победит, сложится смешная ситуация, когда у президента нет фракции в парламенте. Байру только в силу своей харизмы собирает голоса.
Думаю, что реальнее все же рассматривать Саркози и Руаяль.
Вряд ли во второй тур выйдет четвертый лидер, "националист" Жан Мари Ле Пен. Во время прошлых выборов он неожиданно вышел во второй тур и случился скандал на всю Европу. Вряд ли французы захотят повторения. Хотя, по нашим понятиям, он либерал. По сравнению с Рогозиным – интернационалист. С Зюгановым его тоже сравнивать нельзя, с Беловым – просто неприлично.
<b>DP.RU: А какие особенности у этой предвыборной кампании?</b>
<b>М. Г.:</b> В ней участвует много женщин. Помимо Сеголен Руаяль, среди кандидатов Мари-Жорж Бюффе – лидер компартии Франции, Арлет Плагие, троцкистка, Доменик Вуане, лидер французских "зеленых". А еще много скандальных личностей: Жозе Бовэ – антиглоболист, борец против "Макдоналдсов", крайне правые представлены виконтом Филиппом де Виллье, лидером движения "За Францию", крайне левые – Жераром Шеварди из "Лиги коммунистов". Есть дивный кадр – глава "Ассоциации охотников и рыболовов" Фредерик Ниу. Но все они, по опросам, находятся в пределах статистической погрешности. Их рейтинг от 0,5% до 3,5%.
<b>DP.RU: Какие отношения с Россией будут у возможного будущего президента?</b>
<b>М. Г.:</b> Как ни странно, лучшие отношения с Россией будут у Саркози. Левые, а точнее социал-демократы, более чувствительны к проблемам с правами человека, которые в России имеются. И социалистка Руаяль пальчиком будет нам на это показывать. А Саркози вряд ли будет, он человек достаточно жесткий. Кроме того, практика показывает, что бывшие спецслужбисты очень хорошо друг с другом ладят. Есть еще один нюанс – Саркози и Путин – оба невысокие, так что по отношению друг к другу они не будут испытывать некоторых неудобств. Человек среднего роста при общении с Шираком вынужден задирать голову. Хотя отношение Ширака к России было уникальным. Он в 15 лет начал учить русский язык и литературу. Преподавал ему русский иммигрант первой волны, Ширак до сих пор ходит к нему на могилу.
Но, я думаю, в принципе ничего не изменится. Отношения между Францией и Россией могут быть чуть более теплыми и чуть менее. При Саркози будут чуть теплее, при Руаяль чуть менее теплыми. При Байру они будут еще более теплыми, поскольку ему нужно будет искать точку опоры. За Саркози и Руаяль стоят большие партии власти, исторически сложившиеся группировки, а за ним никого нет и волей-неволей нужно искать точки опоры как внутри страны, так и за ее пределами.