14:0525 января 200714:05
47просмотров
14:0525 января 2007
Эксперты пророчат отечественному кинорынку светлое будущее. Новые цифровые технологии делают его интерактивным, а лидеры рынка уже начинают в нем жить.
Компания <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/98914" target=_blank>PricewaterhouseCoopers</a> оценивает расходы населения на продукцию киноиндустрии в России (посещение кинотеатров и покупка или прокат кинофильмов) в 2005г. в $667 млн (рост на 16% к 2004г.). При этом кассовые сборы кинотеатров возросли на 20,4% и достигли $331 млн (см. таблицу 1). Основными факторами роста рынка являются увеличение количества современных кинотеатров, а также рост доходов населения. По прогнозам компании "Бизнес-Медиа", в 2007г. объем рынка кинопоказа может достичь в России $420 млн, т.е. подрасти еще почти на 27%. А по прогнозам PricewaterhouseCoopers, к 2010г. кассовые сборы в России могут достигнуть $610 млн.
<b>Потенциал роста </b><br>Средняя цена кинобилета, по оценке участников рынка, составляет в России около $5. Таким образом, за год производится около 66 млн визитов в кинотеатры, или по 0,5 посещения на жителя страны. Если Россия окажется в состоянии приблизиться к показателям Западной Европы, где посещение кинотеатров оценивается в среднем в пять визитов на человека в год, то участники рынка могут надеяться увеличить свои обороты в 10 раз. Что касается Петербурга, то его население составляет 3,2% населения России, но при этом на город сейчас приходится около 8% оборота российского кинорынка.
<b>Цифровое кино <br></b>"Все технологии вокруг нас уже используют цифровой подход в передаче сигнала, - говорит Олег Березин, генеральный директор ЗАО "<a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/86581" target=_blank>Невафильм</a>". - Кино же отстало, крупнейшие голливудские студии опасались подыграть пиратам и не давали "зеленый свет" цифровым технологиям". <br>Теперь же ситуация начинает меняться (см. врезку), в том числе и в силу "рыночного вызова" - кинотеатры перестали быть единственным каналом доставки киноконтента до зрителя. Объемы продаж DVD на всех основных рынках превысили кассовый сбор кинотеатров. Доля чистых доходов киностудий от проката в кинотеатре за 25 лет снизилась с 80 до 25% (см. таблицу 2). <br>В Петербурге "Кронверк Синема" открыла первый в России цифровой кинозал (в мультиплексе "Заневский Каскад"). Аналогичный проект в Петербурге представила компания "<a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/74597" target=_blank>Синема Парк</a>", установившая цифровое оборудование в одном из залов своего мультиплекса в ТРК "Гранд Каньон". Компания Rising Star Media обещает представить в 2007г. кинозал 3D-показа технологии IMAX в ТРК "Радуга-Питер".
<b>Новые возможности </b><br>Так как фильм перестает быть целлулоидной бобиной, а становится файлом, он позволяет внедрять точечное размещение рекламы - например, рекламу магазина, находящегося именно в том ТРК, в киноплексе которого демонстрируется фильм. <br>Кроме того, в кинотеатрах открывается возможность прямых трансляций спутниковых передач высокого качества (HD в 6 раз выше качества DVD) - таких, как показ крупных спортивных соревнований или концертов. Более того, открывается рынок для интерактивных фильмов с изменяемым сценарием, наподобие разветвления сюжета в компьютерных играх (говоря утрированно - путем sms-голосования в зале аудитория может не дать "Титанику" утонуть). <br>"Таким образом, современные кинотеатры начнут трансформироваться в медиатеатры", - заключает Олег Березин.
Таблица 1. <b>Российский рынок киноиндустрии</b><table style="BORDER-RIGHT: medium none; BORDER-TOP: medium none; BORDER-LEFT: medium none; BORDER-BOTTOM: medium none; BORDER-COLLAPSE: collapse" cellSpacing=0 cellPadding=0 border=1><tbody><tr><td style="BORDER-RIGHT: windowtext 1pt solid; PADDING-RIGHT: 5.4pt; BORDER-TOP: windowtext 1pt solid; PADDING-LEFT: 5.4pt; PADDING-BOTTOM: 0cm; BORDER-LEFT: windowtext 1pt solid; WIDTH: 111.75pt; PADDING-TOP: 0cm; BORDER-BOTTOM: windowtext 1pt solid; BACKGROUND-COLOR: transparent" vAlign=top width=149></td><td style="BORDER-RIGHT: windowtext 1pt solid; PADDING-RIGHT: 5.4pt; BORDER-TOP: windowtext 1pt solid; PADDING-LEFT: 5.4pt; PADDING-BOTTOM: 0cm; BORDER-LEFT: #ece9d8; WIDTH: 63.75pt; PADDING-TOP: 0cm; BORDER-BOTTOM: windowtext 1pt solid; BACKGROUND-COLOR: transparent" vAlign=top width=85>2004г.</td><td style="BORDER-RIGHT: windowtext 1pt solid; PADDING-RIGHT: 5.4pt; BORDER-TOP: windowtext 1pt solid; PADDING-LEFT: 5.4pt; PADDING-BOTTOM: 0cm; BORDER-LEFT: #ece9d8; WIDTH: 63.55pt; PADDING-TOP: 0cm; BORDER-BOTTOM: windowtext 1pt solid; BACKGROUND-COLOR: transparent" vAlign=top width=85>Изм. 04/03</td><td style="BORDER-RIGHT: windowtext 1pt solid; PADDING-RIGHT: 5.4pt; BORDER-TOP: windowtext 1pt solid; PADDING-LEFT: 5.4pt; PADDING-BOTTOM: 0cm; BORDER-LEFT: #ece9d8; WIDTH: 70.75pt; PADDING-TOP: 0cm; BORDER-BOTTOM: windowtext 1pt solid; BACKGROUND-COLOR: transparent" vAlign=top width=94>2005г.</td><td style="BORDER-RIGHT: windowtext 1pt solid; PADDING-RIGHT: 5.4pt; BORDER-TOP: windowtext 1pt solid; PADDING-LEFT: 5.4pt; PADDING-BOTTOM: 0cm; BORDER-LEFT: #ece9d8; WIDTH: 70.75pt; PADDING-TOP: 0cm; BORDER-BOTTOM: windowtext 1pt solid; BACKGROUND-COLOR: transparent" vAlign=top width=94>Изм 05/04</td></tr><tr><td style="BORDER-RIGHT: windowtext 1pt solid; PADDING-RIGHT: 5.4pt; BORDER-TOP: #ece9d8; PADDING-LEFT: 5.4pt; PADDING-BOTTOM: 0cm; BORDER-LEFT: windowtext 1pt solid; WIDTH: 111.75pt; PADDING-TOP: 0cm; BORDER-BOTTOM: windowtext 1pt solid; BACKGROUND-COLOR: transparent" vAlign=top width=149>ВСЕГО</td><td style="BORDER-RIGHT: windowtext 1pt solid; PADDING-RIGHT: 5.4pt; BORDER-TOP: #ece9d8; PADDING-LEFT: 5.4pt; PADDING-BOTTOM: 0cm; BORDER-LEFT: #ece9d8; WIDTH: 63.75pt; PADDING-TOP: 0cm; BORDER-BOTTOM: windowtext 1pt solid; BACKGROUND-COLOR: transparent" vAlign=top width=85>$ 565</td><td style="BORDER-RIGHT: windowtext 1pt solid; PADDING-RIGHT: 5.4pt; BORDER-TOP: #ece9d8; PADDING-LEFT: 5.4pt; PADDING-BOTTOM: 0cm; BORDER-LEFT: #ece9d8; WIDTH: 63.55pt; PADDING-TOP: 0cm; BORDER-BOTTOM: windowtext 1pt solid; BACKGROUND-COLOR: transparent" vAlign=top width=85>+ 18,2 %</td><td style="BORDER-RIGHT: windowtext 1pt solid; PADDING-RIGHT: 5.4pt; BORDER-TOP: #ece9d8; PADDING-LEFT: 5.4pt; PADDING-BOTTOM: 0cm; BORDER-LEFT: #ece9d8; WIDTH: 70.75pt; PADDING-TOP: 0cm; BORDER-BOTTOM: windowtext 1pt solid; BACKGROUND-COLOR: transparent" vAlign=top width=94>$ 667 млн</td><td style="BORDER-RIGHT: windowtext 1pt solid; PADDING-RIGHT: 5.4pt; BORDER-TOP: #ece9d8; PADDING-LEFT: 5.4pt; PADDING-BOTTOM: 0cm; BORDER-LEFT: #ece9d8; WIDTH: 70.75pt; PADDING-TOP: 0cm; BORDER-BOTTOM: windowtext 1pt solid; BACKGROUND-COLOR: transparent" vAlign=top width=94>+ 18,1 %</td></tr><tr><td style="BORDER-RIGHT: windowtext 1pt solid; PADDING-RIGHT: 5.4pt; BORDER-TOP: #ece9d8; PADDING-LEFT: 5.4pt; PADDING-BOTTOM: 0cm; BORDER-LEFT: windowtext 1pt solid; WIDTH: 111.75pt; PADDING-TOP: 0cm; BORDER-BOTTOM: windowtext 1pt solid; BACKGROUND-COLOR: transparent" vAlign=top width=149>В т.ч. кассовые сборы</td><td style="BORDER-RIGHT: windowtext 1pt solid; PADDING-RIGHT: 5.4pt; BORDER-TOP: #ece9d8; PADDING-LEFT: 5.4pt; PADDING-BOTTOM: 0cm; BORDER-LEFT: #ece9d8; WIDTH: 63.75pt; PADDING-TOP: 0cm; BORDER-BOTTOM: windowtext 1pt solid; BACKGROUND-COLOR: transparent" vAlign=top width=85>$ 270</td><td style="BORDER-RIGHT: windowtext 1pt solid; PADDING-RIGHT: 5.4pt; BORDER-TOP: #ece9d8; PADDING-LEFT: 5.4pt; PADDING-BOTTOM: 0cm; BORDER-LEFT: #ece9d8; WIDTH: 63.55pt; PADDING-TOP: 0cm; BORDER-BOTTOM: windowtext 1pt solid; BACKGROUND-COLOR: transparent" vAlign=top width=85>+ 35,0 %</td><td style="BORDER-RIGHT: windowtext 1pt solid; PADDING-RIGHT: 5.4pt; BORDER-TOP: #ece9d8; PADDING-LEFT: 5.4pt; PADDING-BOTTOM: 0cm; BORDER-LEFT: #ece9d8; WIDTH: 70.75pt; PADDING-TOP: 0cm; BORDER-BOTTOM: windowtext 1pt solid; BACKGROUND-COLOR: transparent" vAlign=top width=94>$ 331 млн</td><td style="BORDER-RIGHT: windowtext 1pt solid; PADDING-RIGHT: 5.4pt; BORDER-TOP: #ece9d8; PADDING-LEFT: 5.4pt; PADDING-BOTTOM: 0cm; BORDER-LEFT: #ece9d8; WIDTH: 70.75pt; PADDING-TOP: 0cm; BORDER-BOTTOM: windowtext 1pt solid; BACKGROUND-COLOR: transparent" vAlign=top width=94>+ 22,6 %</td></tr><tr><td style="BORDER-RIGHT: windowtext 1pt solid; PADDING-RIGHT: 5.4pt; BORDER-TOP: #ece9d8; PADDING-LEFT: 5.4pt; PADDING-BOTTOM: 0cm; BORDER-LEFT: windowtext 1pt solid; WIDTH: 111.75pt; PADDING-TOP: 0cm; BORDER-BOTTOM: windowtext 1pt solid; BACKGROUND-COLOR: transparent" vAlign=top width=149>Не-кассовые сборы</td><td style="BORDER-RIGHT: windowtext 1pt solid; PADDING-RIGHT: 5.4pt; BORDER-TOP: #ece9d8; PADDING-LEFT: 5.4pt; PADDING-BOTTOM: 0cm; BORDER-LEFT: #ece9d8; WIDTH: 63.75pt; PADDING-TOP: 0cm; BORDER-BOTTOM: windowtext 1pt solid; BACKGROUND-COLOR: transparent" vAlign=top width=85>$ 295</td><td style="BORDER-RIGHT: windowtext 1pt solid; PADDING-RIGHT: 5.4pt; BORDER-TOP: #ece9d8; PADDING-LEFT: 5.4pt; PADDING-BOTTOM: 0cm; BORDER-LEFT: #ece9d8; WIDTH: 63.55pt; PADDING-TOP: 0cm; BORDER-BOTTOM: windowtext 1pt solid; BACKGROUND-COLOR: transparent" vAlign=top width=85>н / д</td><td style="BORDER-RIGHT: windowtext 1pt solid; PADDING-RIGHT: 5.4pt; BORDER-TOP: #ece9d8; PADDING-LEFT: 5.4pt; PADDING-BOTTOM: 0cm; BORDER-LEFT: #ece9d8; WIDTH: 70.75pt; PADDING-TOP: 0cm; BORDER-BOTTOM: windowtext 1pt solid; BACKGROUND-COLOR: transparent" vAlign=top width=94>$ 336</td><td style="BORDER-RIGHT: windowtext 1pt solid; PADDING-RIGHT: 5.4pt; BORDER-TOP: #ece9d8; PADDING-LEFT: 5.4pt; PADDING-BOTTOM: 0cm; BORDER-LEFT: #ece9d8; WIDTH: 70.75pt; PADDING-TOP: 0cm; BORDER-BOTTOM: windowtext 1pt solid; BACKGROUND-COLOR: transparent" vAlign=top width=94>+ 13,9%</td></tr></tbody></table>Источник: PricewaterhouseCoopers
<span style="FONT-SIZE: 10pt">Таблица 2. <b>Структура доходов студий США 2004г.</b></span><table style="BORDER-RIGHT: medium none; BORDER-TOP: medium none; BORDER-LEFT: medium none; BORDER-BOTTOM: medium none; BORDER-COLLAPSE: collapse" cellSpacing=0 cellPadding=0 border=1><tbody><tr><td style="BORDER-RIGHT: windowtext 1pt solid; PADDING-RIGHT: 5.4pt; BORDER-TOP: windowtext 1pt solid; PADDING-LEFT: 5.4pt; PADDING-BOTTOM: 0cm; BORDER-LEFT: windowtext 1pt solid; WIDTH: 161.35pt; PADDING-TOP: 0cm; BORDER-BOTTOM: windowtext 1pt solid" vAlign=top width=215><span style="FONT-SIZE: 10pt">Канал дистрибуции киноконтента</span></td><td style="BORDER-RIGHT: windowtext 1pt solid; PADDING-RIGHT: 5.4pt; BORDER-TOP: windowtext 1pt solid; PADDING-LEFT: 5.4pt; PADDING-BOTTOM: 0cm; BORDER-LEFT: medium none; WIDTH: 77.95pt; PADDING-TOP: 0cm; BORDER-BOTTOM: windowtext 1pt solid" vAlign=top width=104><span style="FONT-SIZE: 10pt">Удельный вес</span></td></tr><tr><td style="BORDER-RIGHT: windowtext 1pt solid; PADDING-RIGHT: 5.4pt; BORDER-TOP: medium none; PADDING-LEFT: 5.4pt; PADDING-BOTTOM: 0cm; BORDER-LEFT: windowtext 1pt solid; WIDTH: 161.35pt; PADDING-TOP: 0cm; BORDER-BOTTOM: windowtext 1pt solid" vAlign=top width=215><span style="FONT-SIZE: 10pt">Кинопрокат</span></td><td style="BORDER-RIGHT: windowtext 1pt solid; PADDING-RIGHT: 5.4pt; BORDER-TOP: medium none; PADDING-LEFT: 5.4pt; PADDING-BOTTOM: 0cm; BORDER-LEFT: medium none; WIDTH: 77.95pt; PADDING-TOP: 0cm; BORDER-BOTTOM: windowtext 1pt solid" vAlign=top width=104><span style="FONT-SIZE: 10pt">25%</span></td></tr><tr><td style="BORDER-RIGHT: windowtext 1pt solid; PADDING-RIGHT: 5.4pt; BORDER-TOP: medium none; PADDING-LEFT: 5.4pt; PADDING-BOTTOM: 0cm; BORDER-LEFT: windowtext 1pt solid; WIDTH: 161.35pt; PADDING-TOP: 0cm; BORDER-BOTTOM: windowtext 1pt solid" vAlign=top width=215><span style="FONT-SIZE: 10pt">Видеопрокат (</span><span style="FONT-SIZE: 10pt">DVD</span><span style="FONT-SIZE: 10pt">/ </span><span style="FONT-SIZE: 10pt">VHS</span><span style="FONT-SIZE: 10pt">)</span></td><td style="BORDER-RIGHT: windowtext 1pt solid; PADDING-RIGHT: 5.4pt; BORDER-TOP: medium none; PADDING-LEFT: 5.4pt; PADDING-BOTTOM: 0cm; BORDER-LEFT: medium none; WIDTH: 77.95pt; PADDING-TOP: 0cm; BORDER-BOTTOM: windowtext 1pt solid" vAlign=top width=104><span style="FONT-SIZE: 10pt">13%</span></td></tr><tr><td style="BORDER-RIGHT: windowtext 1pt solid; PADDING-RIGHT: 5.4pt; BORDER-TOP: medium none; PADDING-LEFT: 5.4pt; PADDING-BOTTOM: 0cm; BORDER-LEFT: windowtext 1pt solid; WIDTH: 161.35pt; PADDING-TOP: 0cm; BORDER-BOTTOM: windowtext 1pt solid" vAlign=top width=215><span style="FONT-SIZE: 10pt">Платное ТВ</span></td><td style="BORDER-RIGHT: windowtext 1pt solid; PADDING-RIGHT: 5.4pt; BORDER-TOP: medium none; PADDING-LEFT: 5.4pt; PADDING-BOTTOM: 0cm; BORDER-LEFT: medium none; WIDTH: 77.95pt; PADDING-TOP: 0cm; BORDER-BOTTOM: windowtext 1pt solid" vAlign=top width=104><span style="FONT-SIZE: 10pt">8%</span></td></tr><tr><td style="BORDER-RIGHT: windowtext 1pt solid; PADDING-RIGHT: 5.4pt; BORDER-TOP: medium none; PADDING-LEFT: 5.4pt; PADDING-BOTTOM: 0cm; BORDER-LEFT: windowtext 1pt solid; WIDTH: 161.35pt; PADDING-TOP: 0cm; BORDER-BOTTOM: windowtext 1pt solid" vAlign=top width=215><span style="FONT-SIZE: 10pt">Фильмы по запросу</span></td><td style="BORDER-RIGHT: windowtext 1pt solid; PADDING-RIGHT: 5.4pt; BORDER-TOP: medium none; PADDING-LEFT: 5.4pt; PADDING-BOTTOM: 0cm; BORDER-LEFT: medium none; WIDTH: 77.95pt; PADDING-TOP: 0cm; BORDER-BOTTOM: windowtext 1pt solid" vAlign=top width=104><span style="FONT-SIZE: 10pt">3%</span></td></tr><tr><td style="BORDER-RIGHT: windowtext 1pt solid; PADDING-RIGHT: 5.4pt; BORDER-TOP: medium none; PADDING-LEFT: 5.4pt; PADDING-BOTTOM: 0cm; BORDER-LEFT: windowtext 1pt solid; WIDTH: 161.35pt; PADDING-TOP: 0cm; BORDER-BOTTOM: windowtext 1pt solid" vAlign=top width=215><span style="FONT-SIZE: 10pt">Продажи </span><span style="FONT-SIZE: 10pt">DVD</span><span style="FONT-SIZE: 10pt">/ </span><span style="FONT-SIZE: 10pt">VHS</span> </td><td style="BORDER-RIGHT: windowtext 1pt solid; PADDING-RIGHT: 5.4pt; BORDER-TOP: medium none; PADDING-LEFT: 5.4pt; PADDING-BOTTOM: 0cm; BORDER-LEFT: medium none; WIDTH: 77.95pt; PADDING-TOP: 0cm; BORDER-BOTTOM: windowtext 1pt solid" vAlign=top width=104><span style="FONT-SIZE: 10pt">51%</span></td></tr></tbody></table><span style="FONT-SIZE: 10pt">Источник: </span><span style="FONT-SIZE: 10pt">Adams</span> <span style="FONT-SIZE: 10pt">Media Research</span>