Круглый стол: как победить пиратов?

Война с аудио- и видеопиратством длилась в Петербурге весь 2006 год, но до победы еще далеко. С этим согласны все участники круглого стола dp.ru. Однако методы борьбы с контрафактом они предлагают разные – от милицейских рейдов до демпинга.

<b>Участников виртуального круглого стола dp.ru прежде всего попросил оценить объемы контрафактного рынка в Петербурге.</b>
"Процент контрафактной продукции в разных торговых точках Петербурга может колебаться от 0 до 100. Увы, есть еще места, где встретишь только пиратские диски", – говорит председатель Городского штаба по вопросам противодействия производству и реализации контрафактной продукции, глава Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Леонид Богданов.
"Объем контрафактной продукции на мультимедийном рынке Петербурга на начало 2006 года, по данным правоохранительных органов и различных некоммерческих организаций, достиг катастрофических показателей – до 90%", – заявляет председатель некоммерческого партнерства "ОКО" и генеральный директор компании "Союз" Павел Альтов.
"Я не могу быть объективным в цифрах, но, судя по отношению оборота легального сектора к нелегальному, "пиратка" составляет не менее 80–90 % рынка", – приводит схожие цифры генеральный директор компании "Бомба-Питер" и продюсер издательства "Манчестер" Олег Грабко.
<b>В вопросе о методах борьбы с пиратами мнения участников разошлись.</b>
Леонид Богданов говорит, что нужен комплекс мер: "Например, проверять торговые точки нужно все без исключения и в массовом порядке. Тогда честные продавцы увидят, что пиратов неизменно настигает кара. А сами пираты поймут, что связываться с контрафактной продукцией чревато большими неприятностями".
"Чтобы снизить привлекательность контрафакта в глазах предпринимателей, надо снизить цены на легальную продукцию", – продолжает он. Кроме того, "нужно усовершенствовать правовую базу и максимально сократить сроки ведения административных и уголовных дел", а также "привить обществу мысль, что продавать и покупать контрафактную продукцию – это то же самое, что сбывать и покупать ворованные вещи".
"Важно не только находить подделки своей продукции в торговых точках, но и увеличивать поставки региональной недорогой лицензии, расширять систему дистрибуции, – говорит Павел Альтов. – Некоторые правообладатели отстают от сегодняшних изменений рынка, не обеспечивая увеличение поставок для заполнения освободившихся от контрафакта магазинных прилавков. Отсутствие необходимых объемов, а главное, недостаточный ассортимент лицензионной продукции, в частности, слишком большой интервал выпуска фильмов на DVD после кинопоказа, способствует появлению контрафакта или увеличению торговой наценки магазинами, поскольку при меньшем ассортимента приходится покрывать не изменившиеся затраты по аренде и заработной плате".
"Необходимо срочно повысить эффективность института судов и арбитражей, все вопросы взаимоотношений пользователей и правообладателей должны решаться быстро и эффективно. Методами налетов и захватов торговых точек мы только усугубляем кризис системы, так как все эти акции заканчиваются откупом и показухой", – считает директор "Бомбы-Питер".
<b>Нынешние успехи властей в борьбе с контрафактом специалисты оценивают по-разному.</b>
"Весной этого года по инициативе Администрации города был разработан комплекс мер, направленных на борьбу с производством и распространением контрафактной аудио- и видеопродукции. В результате, по информации 23 правообладателей, которых представляет НП "ОКО", в ведущих розничных сетях доля пиратской продукции существенно снизилась", – считает Павел Альтов.
Нынешняя борьба с пиратами "так же эффективна, как борьба с перхотью с помощью гильотины, – спорит Олег Грабко. – Милицейские налеты на торговлю – это узаконенный рэкет, основной целью и итогом ставящий улучшение благосостояния "слуг народа" в погонах, а не защита интересов правообладателей. И, кроме того, наносит непоправимый вред рынку распространения и легальной продукции, так как чисто пиратских магазинов практически очень мало".
Леонид Богданов вообще воздерживается от подведения каких-либо итогов: "Сегодня рано говорить о победах в борьбе с контрафактом. Пока на прилавках города есть хотя бы один пиратский диск, нужно не говорить, а продолжать работу".