Запад шокирован прогрессом нашего бизнеса

Капитал уходил, уходит и будет уходить. Не корысти ради. А бизнеса для. И на мировом рынке, и на внутреннем... Патриотизм не в том, чтобы держать деньги дома. А в том, чтобы применять их во благо родной экономики.

Недавно смотрели сериал. Жанр - мелодрама. Про коварную кокетку из Люксембурга. С прелестным именем Арселор. Крутила романы сразу с двумя женихами - русским и индийским. Обоим говорила одно и то же. Сначала: «Я твоя!» Потом: «Ой, передумала!». В конце концов наш был отвергнут. Что вызвало живое обсуждение. Критики обругали. За явную русофобию. А простая публика пришла в недоумение. Куда понесло? Разве в России красавиц не хватает...
Верно. В нашей металлургии многовато игроков. Есть с кем объединяться. Есть кого есть. В других отраслях, кстати, тоже. Но отечественные капиталисты все равно идут за рубеж. С инвестициями. Почему?
Мотивы разные. Кто-то хочет улучшить рыночную позицию. Понимая, что с конкурентом воевать не надо. Выгоднее объединиться. А лучше им же и отобедать. Другие охотятся за сырьем. Если российское в дефиците. Свои ресурсы всегда дешевле. Поставки - надежнее. Еще один резон - проникновение в какую-нибудь зону свободной торговли. Чаще всего - в Евросоюз. Покупают там предприятие. И продают товар уже беспошлинно. Бывает, что берут актив ради долгосрочных контрактов с потребителями. Иначе до них не дотянуться. А кому-то просто хочется продемонстрировать флаг. Как кораблю ВМФ в Мировом океане.
Капитал уходил, уходит и будет уходить. Не корысти ради. А бизнеса для. Должен стать эффективным. Чтобы мог противостоять любому сопернику. И на мировом рынке, и на внутреннем... Патриотизм не в том, чтобы держать деньги дома. А в том, чтобы применять их во благо родной экономики.
Как встречают иностранцы? Настороженно. Суть позиции: берем у вас сырье. В огромных количествах. Много платим. Поддерживая рост, бюджет, Стабфонд и все остальное. Мало? Хорошо, готовы дать еще. Вложиться в производство газа, нефти, металлов. Только Россия обязана нас ублажить. Улучшить инвестиционный климат. Снять риски.
Порой предлагают активы. Чаще всего некондиционные. От которых все отказались. Когда вложения - сегодня. А прибыль - когда-нибудь потом. Зато, говорят, попадете в развитую страну. Укрепите свою репутацию... Короче, борщ, котлеты и компот. Меню рабочей столовой.
А ведь кушали. Даже «спасибо» говорили. Правда, давно. Лет десять назад. Сейчас времена иные. Россия разбогатела. Деньги завелись немалые. «Где взять» - уже не проблема. «Куда девать» - вот вопрос. Сырьевой сектор обрел высокую рентабельность. Заработки прекрасные. Открывать проход чужим и делиться с ними? Какой смысл... Лишнего нет. А то, что имеем, самим надо.
Крупные компании нарастили финансовую мощь. Каковую хотят конвертировать в собственность. Причем качественную. Дома и за границей. Обычные повадки. Для американских, европейских, японских корпораций. Российские ничем от них не отличаются. Пора бы понять. Ведь несложно. Наконец, об имидже и бросовых активах... Сегодня наши предприниматели и так известны. Им больше не нужны строчки в газете и усмешки за спиной. Требуются хорошие деньги. И ничего больше.
В западных СМИ пишут о своеобразии нынешнего российского бизнеса. Мол, несвободный. Политизированный. Распахнешь дверь - войдет не один. Вместе с государством. Что опасно...
Только не надо лицемерить. В 90-е годы многократно участвовал в переговорах. На высшем уровне. Наблюдал некий ритуал. Гость приходил. Здоровался. Садился. И тут же доставал бумагу. С проблемами «своих» фирм, работающих в России. Методично шел по списку. Добивался реакции президента. А уж потом переходил к повестке дня. «Господи, - думал я, - нам бы так. Хоть когда-нибудь». Похоже, дождался. Рад.
Резюме? Думаю, что никакой русофобии нет. Тут другое. Наш бизнес стремительно прогрессирует. Особенно крупный. Настолько, что многие на Западе просто не догоняют. Растеряны. Даже шокированы. «Да откуда вы взялись?». Вопрос из жизни. Сам слышал. И не раз... Ничего, там люди думающие. Практичные. Осознают новую реальность. И пойдут невесты под венец. Свободно. Счастливо. С молитвою. Да еще с хорошим приданым.