Наземное метро рассмотрит варианты

Наземное метро в Петербурге все-таки появится. Смольный намерен не только строить станции метро, подобные "Купчино", но и реализовать многострадальный проект "надземного экспресса".

Во второй половине текущего года в Петербурге планируется объявить конкурс по созданию наземного метро. Также в рамках развития петербургского метрополитена планируется открыть новую станцию "Парнасская", закупить 30 новых вагонов и реконструировать 20 эскалаторов. Об этом заявила губернатор города Валентина Матвиенко в своем ежегодном послании Законодательному собранию Петербурга. <br><br><b>В поисках выхода</b><br>Для городского правительства создание наземного метро – мера, безусловно, вынужденная. Постановление Правительства Российской Федерации №1433-р от 12.10.2000 "О программе строительства метрополитенов в Российской Федерации" сократило долю участия федерального бюджета при строительстве метрополитенов с 50 до 20%. Таким образом, администрации Петербурга трудно рассчитывать на то, что подземка в ближайшие годы будет развиваться. С наземными перевозками в городе тоже проблемы: улицы города и так перегружены транспортом, а потому требуется выходить "на третий уровень". В то же время прокладка эстакадных магистралей в несколько раз дешевле подземной проходки, потому роль альтернативы привычному метрополитену уготовили "надземному экспрессу". <br><br><b>Лучше поздно, чем никогда</b><br>Решение о создании нового вида пассажирского транспорта "надземный экспресс" было принято администрацией Петербурга еще в 1998 г. Первым проектировщиком выступала компания Bombardier. Бизнес-план проекта одобрили осенью 2000 г. Первая линия нового транспорта могла появиться в Петербурге уже к 2003 г., а ввести в эксплуатацию Южное полукольцо ориентировочно планировалось в 2005 г. В дальнейшем предполагалось строительство Северного полукольца и их соединение. Разработчики утверждали, что новый вид транспорта будет представлять собой своеобразную железную дорогу, проходящую по эстакаде высотой от 5 м и выше над землей (в зависимости от городской инфраструктуры) и сможет перевозить до 30 тыс. пассажиров в час со скоростью 45–50 км/ч. Это сравнимо с пассажиропотоком в петербургском метро. Вместе с тем, утверждалось, что проект "надземного экспресса", который собирались реализовывать на условиях частно-государственного партнерства, обойдется дешевле, чем строительство метро.<br>Тем не менее, проект реализован не был как раз по причине излишне высокой стоимости. Новый проектировщик, компания "СНС-Лавалин", назвал в своей заявке для Смольного сумму в $360 млн, что на $1 млрд меньше примерной суммы вложений по оценке компании Bombardier. По расчетам компании, такая разница объясняется тем, что Bombardier заложила в объем инвестиций финансовую компенсацию различных рисков при проведении строительства.<br><br><b>Варианты на тему</b><br>Между тем городское правительство в очередной раз подтвердило, что законсервированные 20 км тоннелей Фрунзенского радиуса, "съедающие" на поддержание 30 млн рублей ежегодно, станут последним подземным участком петербургского метрополитена. В дальнейшем метро на окраинах Петербурга планируется строить только в наземном варианте, который втрое дешевле. В частности, 60-я станция петербургского метрополитена, "Парнасская", которую собираются открыть уже через полгода, выполнена как раз в таком, наземном варианте. Ее сооружают на готовой трассе, по которой электрички с "Проспекта Просвещения" идут в депо. Здесь они поднимаются на поверхность. По схеме эксплуатации и внешнему облику новая станция напомнит станцию метро "Купчино". По словам начальника ГУП "Петербургский метрополитен" Владимира Гарюгина, стоимость этого проекта – 300 млн рублей.