Бензин подорожает к марту

Правительство создало максимально выгодные условия для экспорта нефти, расплатившись за мораторий на повышение розничной стоимости топлива в 2005 году. Возврат к пиковым ценам возможен через месяц.

Председатель правительства РФ Михаил Фрадков подписал постановление о снижении с 1 февраля 2006 г с нынешних 179,6 $/т до 160,8 $/т экспортной пошлины на нефть, а также сырые нефтепродукты.<br>В период ожидания топливного кризиса 2005 года, и на его пике пошлина повышалась. В июне на $35,6 за тонну. К началу октября с учетом промежуточного повышения в августе, «налог» на вывоз нефти вырос еще на $42,6.<br>Интересно, что в феврале 2005 года снижение пошлины на продажу нефти за рубеж объяснялось некоторым падением мировых цен на нефть. Нынешний подарок экспортерам сделан на фоне роста мировых цен. Российская нефть марки Urals с начала года подорожала на 8,3% до $57,94 за баррель.<br><br><b>Оптовики откликнулись немедленно</b><br>О росте оптовых цен на все виды автомобильного топлива в начале года сообщили различные агентства.<br>По данным Центра исследований конъюнктуры нефтяного и нефтехимического рынков (ЦИК ННР) "Кортес", с начала года оптовые цены на дизельное топливо в среднем по России выросли на 2 процента до 13 тысяч 778 рублей за тонну, бензин «А-80» подорожал на 2,33% до 14 тысяч 79 рублей за тонну, «А-92» - на 2,02% до 16 тысяч 108 рублей за тонну и «А-95» - на 0,26% до 17 тысяч 326 рублей за тонну. <br>В свою очередь, по данным Русского топливного агентства, цены поднялись еще выше. Дизельное топливо подорожало на 7% бензин «А-80» - на 6% и «А-92» - на 3,5%. <br>При этом все январские объемы бензинов, данным участников рынка полностью законтрактованы и свободного продукта на рынке нет, что указывает на возможность дальнейшего роста цен.<br><br><b>Чиновники успокаивают</b><br>Январский рост цен на бензин является послепраздничной коррекцией рынка, выходом на нормальные ценовые уровни. Говорить о неком резком росте цен в январе нельзя, говорится в сообщении Минпромэнерго со ссылкой на помощника министра Станислава Наумова. Как отмечается в сообщении, информация о росте цен на бензин в январе в связи дефицитом топлива не соответствуют действительности в силу использования некорректной методики обработки данных. <br>По данным министерства, дефицита топлива на рынке нет. Скорее наблюдается обратная картина: в период с 29 декабря 2005 г. по 18 января 2006 г. запасы автомобильного бензина на НПЗ увеличились - с 613 до 633 тыс. т и дизельного топлива - с 664 до 678 тыс. т.<br><br><b>Цены поторопились</b><br>Тем не менее вслед за оптовыми ценами, по данным агентства Аи92, начала подниматься и стоимость бензина и дизельного топлива в розничных сетях Петербурга. На литр топлива на АЗС накидывают от 15 до 40 копеек. Впрочем, есть станции, которые напротив понизили цены<br>До сих пор аналитики ожидали повышения цен на топливо только к весне. Президент Петербургского нефтяного клуба Олег Ашихмин специально для читателей DP.RU описал тенденцию последних нескольких лет: «За последние годы выявлена четкая тенденция - ноябрь-спад цен, январь стояние на месте, конец апреля - рост оптовых цен на 300-400 рублей за тонну. Розница отстает недели на две».<br>Однако нынешняя ситуация дает основания предположить, что цифры на рекламных стойках АЗС начнут массово увеличиваться не в конце апреля, а уже в марте, если не в конце февраля. Ведь подорожание топлива происходит даже на фоне явного снижения спроса, – по разным оценкам от 20-30%, городского автопарка не вышло на дороги. Как только морозы спадут, спрос резко возрастет.<br>Как известно, рост цен на топливо, всегда увеличивает стоимость любых товаров. Точно оценить долю транспортной составляющей трудно, но косвенный ориентир дает, например рост тарифов на проезд в коммерческих маршрутках. Участники рынка говорят, что он, вероятно, произойдет с 1 февраля и составит 2-3 рубля.<br>