Забастовки становятся модными

Городской суд Петербурга признал незаконной бессрочную забастовку моряков ЗАО "Портовый флот", намеченную на 10 ноября. Работники компании несогласны с таким решением.

Переговоры с коллективом о размере заработной платы моряков руководство "Портового флота" вело с конца июля по начало октября 2005 года. Примирительная комиссия, созданная на предприятии, не смогла достичь решения, которое бы удовлетворяло обе стороны. Согласно действующему ТК, для решения конфликта либо приглашается посредник, либо стороны обращаются в трудовой арбитраж. Однако трудовой коллектив ЗАО "Портовый флот" не воспользовался этим правом, поэтому руководство компании сочло конфликт исчерпанным. <br><br><b>Надо чтить трудовой кодекс</b><br>По мнению руководства, решение о проведении 10 ноября бессрочной забастовки, принятое 21 октября на очередной конференции трудового коллектива является незаконным, поскольку оно нарушает процедуру ведения споров, прописанную в Трудовом кодексе. Администрация ЗАО "Портовый флот" готова возобновить переговорный процесс при условии, что будут соблюдены все предусмотренные законом формальности.<br>По словам руководителя профсоюзной организации "Портофлота" Григория Полина, работники компании не согласны с решением суда и планируют подавать апелляционную жалобу в вышестоящую инстанцию. <br><br><b>Мода на забастовки</b><br>«Подражание западу» находит свое отражение и в схемах взаимодействия работодателей с сотрудниками. Забастовки на предприятиях снова «вошли в моду» -не успел Росстат (Федеральная служба государственной статистики) порадоваться значительному сокращению забастовок в первом полугодии 2005 года. Подобный спад социальной активности наблюдался впервые за полтора десятилетия – со времени «легализации» забастовок. Во втором полугодии картина изменилась. Только в Петербурге и области прошли две забастовки на крупных предприятиях. В августе–сентябре бастовали докеры ОАО «Морской порт Санкт-Петербург». 2 ноября около 350 работников ЗАО "Форд Мотор Компани" во Всеволожске приняли участие в часовой предупредительной забастовке. <br><br><b>Кому это выгодно</b><br>Есть мнение, что забастовки в России являются показателем активности работоспособного населения. То есть работники готовы отстаивать свои права «цивилизованным» способом. Однако, по некоторым оценкам, забастовки на предприятиях могут быть спровоцированы потенциальными покупателями активов компании. В частности, подобная тенденция наблюдалась в ситуации с ОАО «Морской порт Санкт-Петербург». По некоторым оценкам, забастовка докеров была намеренно организована перед грядущей продажей государственного и городского пакета акций порта, который составляет 48,8%. Уход клиентов приносит компании убытки, а значит, влияет и на капитализацию. Соответственно, вслед за этим может произойти и снижение стоимости выставляемых на продажу акций. <br>Кому выгодна забастовка моряков ЗАО "Портовый флот" – можно только предполагать. Однако, по мнению аналитиков, не исключено, что «неофициальными» организаторами в данном случае выступают лица, заинтересованные в получении контроля над компанией.