Из Петербурга уплыл последний паром

С середины сентября финская судоходная компания Silja Line прекращает обслуживание паромной линии Санкт-Петербург-Таллин-Росток. В качестве причины ухода в Silja называют убыточность данного маршрута.

В конце августа компания выставила на продажу паром Finnjet, который сейчас курсирует между Россией, Эстонией и Германией. Изначально финская компания готова была предоставить потенциальному покупателю судно только в середине сентября 2006 года - после того, как оно отработает очередной сезон на Балтике. Однако теперь Silja Line объявила о том, что свернет свою деятельность в России значительно раньше – уже 23 сентября Finnjet будет отправлен на прикол в британский порт Фалмут.<br><br><b>Судьба под вопросом</b><br>Решение Silja Line фактически означает закрытие паромного судоходства в Петербурге: Finnjet является в настоящий момент единственным паромом, заходящим в Северную столицу. Таким образом, судьба Петербурга на рынке паромного судоходства на Балтике после 2006г. остается под большим вопросом. <br>Впрочем, участники рынка полагают, что вместо Silja Line на российский рынок могут прийти другие операторы. "У нашего рынка огромный потенциал, и будет странно, если сюда не придут другие паромные операторы", - считает генеральный директор компании Inflot world wide St. Petersburg Игорь Глухов. То же самое утверждает и генеральный директор ЗАО "Морской вокзал" Владимир Малик: по его словам, заходами в Петербург интересуются многие перевозчики. <br>Напомним, что в начале года рейсы в Петербург отменил эстонский оператор Tallink, заявивший об убыточности операций в восточной части Финского залива. Паромное сообщение между Петербургом и столицами Финляндии и Эстонии Tallink открыл весной 2004 года, предполагая перевезти за сезон несколько десятков тысяч пассажиров, но вместо этого компания понесла убытки в размере пяти млн. евро. В начале весны 2005 года Tallink получила предложение об аренде работающего на линии парома "Фантазия" со стороны алжирского оператора Algerian ferries и свернула свою деятельность в Петербурге.<br><br><b>Терпение лопнуло</b><br>Как сообщает «РЖД-Партнер», на рекламу своих услуг в России Silja Line потратила несколько сотен тысяч евро. Чтобы компенсировать расходы, Finnjet должен был перевезти за сезон около 120-ти тысяч пассажиров. В нынешнюю навигацию этот показатель приблизился уже к 100 тысячам. Свою роль сыграло и то, что для привлечения пассажиров в этом сезоне Silja почти вдвое снизила цены на свои услуги. Однако в "высокий" сезон нужный результат достигнут не был, и терпение руководства лопнуло.<br>При этом даже в самой компании признали, что нынешнее лето оказалось для нее относительно успешным: в частности, был зафиксирован все увеличивающийся интерес к маршруту и парому как в Германии, так и в Эстонии и России. "Несмотря на первый успешный летний сезон, продолжение навигации в течение осени и зимы не достигло бы поставленных компанией целей", - сообщили в пресс-службе Silja Line. "К сожалению, линия не доказала свою рентабельность в режиме круглогодичной навигации, - заявил вице-президент фирмы Томас Ньюланд. - По итогам переговоров с экипажем мы пришли к выводу, что судно не вернется на линию, даже несмотря на то, что в этом году средняя загрузка парома увеличилась".<br><br><b>Немцам дорого</b><br>Участники рынка между тем считают, что причины непопулярности пассажирских паромных перевозок не только экономические. "Многие немцы с удовольствием бы приезжали к нам на пароме на один-два дня, причем в течение всей навигации, - говорит один из экспертов туристического рынка, - Однако серьезным препятствием для организации таких туров является необходимость получения российской визы, которая сейчас стоит 69 евро". Кстати, это четко иллюстрирует тот факт, что после рекордного 2004 года по количеству туристов нынешний сезон оказался провальным для петербургского рынка въездного туризма. Из-за повышения цен на проживание и питание поток иностранцев в этом году снизился на 20-30%, констатировали туроператоры. Обычно в летний сезон петербургские гостиницы работают с загрузкой, достигающей 100%. Однако нынешним летом многие из операторов жаловались на недостаток туристов. Например, в некоторых отелях, расположенных вне исторического центра, загрузка едва достигала 40-45%. Петербург стал слишком дорогим городом для иностранных туристов, считают участники рынка. За последние два-три года туры подорожали примерно на 30%, а цена путевки выросла до уровня от 1000 до 1500 евро. <b>Свято место…</b> Тем не менее, потенциальный спрос на путешествия на паромах в Петербурге есть. Именно по этой причине участники туристического рынка считают, что Silja рано свернула свою деятельность. "Рынок как раз разогрелся, в 2005 году продажи на Finnjet были в пять раз выше, чем в прошлом. Если другой оператор запустит в будущем сезоне паром между Петербургом и Ростоком, то получит хорошую прибыль именно благодаря Silja", - заявил коммерческий директор паромного центра "ГР-тревел" Эдуард Эзрох. По мнению экспертов, для выхода на уровень прибыльности паромную линию необходимо эксплуатировать как минимум в течение трех лет. Таким образом, прибыль от вложенных инвестиций Silja должна была получить уже в 2006 году. Не исключено, что теперь ее получат другие операторы. Первый из них уже найден - 29 августа компания Inflot Travel Services представила крупнейшим туроператорам Петербурга и Москвы круизное судно американской фирмы NORWEGIAN CRUISE LINE (NCL), генеральным агентом которой и выступает петербургская компания. Лайнер "NORWEGIAN JEWEL" был введен в эксплуатацию в 2005 году. В настоящее время он следует из Нидерландов в Великобританию, но его владельцы "держат в уме" и Санкт-Петербург. Грузоподъемность судна достигает 92-х тысяч тонн, а его пассажирами могут стать 2 376 человек.