Интеллект завоевывает здания

Сегодня уже хорошо известны такие словосочетания, как «Умный дом» и «Интеллектуальное здание». Многие знают о существовании данных систем автоматизации, ставших, скорее, торговыми марками, некими абстрактными фигурами, в которых каждый видит что-то свое.

Сегодня уже хорошо известны такие словосочетания, как «Умный дом» и «Интеллектуальное здание». Многие знают о существовании данных систем автоматизации, ставших, скорее, торговыми марками, некими абстрактными фигурами, в которых каждый видит что-то свое. Однако, сверхчастое упоминание не означает достаточной информированности потребителя о предлагаемых технологиях. Вследствие этого «Умным домом» называется практически все, начиная с домашних кинотеатров и заканчивая терморегуляторами на радиаторах.<br><br><b>Как это было</b><br>В Лондоне, на рубеже тысячелетий, компанией Laing Home впервые в мире был возведен квартал типовых коттеджей Tunnel Wood Road, где каждый дом был оснащен новейшими системами интеллектуального управления и современными линиями связи. Управлять сигнализацией, кондиционированием, вентиляцией, электропитанием и другими системами хозяин коттеджа мог на расстоянии – с помощью мобильного телефона или через Интернет. В списке фантастических возможностей присутствовала и специальная система «умный холодильник». Если «охлаждающая емкость» ощущала недостачу в том или ином продукте, хозяин через Интернет или по мобильному извещался об истощении запасов. Владелец передавал «сигнал бедствия» в службу доставки интернет-магазина, который и решал проблему пополнения провизии. С тех пор прошло уже 5 лет. Многое изменилось. Но замечательная услуга с холодильником в России так и не реализовалась.<br><br><b>Что есть что</b><br>Если проанализировать все публикации, касающиеся технологии автоматизации жилых и нежилых пространств, можно заметить одну характерную деталь: большинство авторов и специалистов стараются провести четкую границу между понятиями «умный дом», «интеллектуальное здание» и «цифровой дом». Первое определение применяется, как правило, в отношении квартир, небольших загородных домов, дач, коттеджей. По сути, главная цель внедрения системы «умный дом» – повышение качества жизни и уровня комфорта. Как правило, решения для частных домов по цене и перспективным возможностям уступают аналогичным вариантам автоматизации «интеллектуального здания». <br><br>В отличие от «умного дома», «интеллектуальное здание» (такое понятие появилось в США в конце 1970-х годов) на начальной стадии обеспечивает базовые функции управления инженерными системами современного здания коммерческого использования, будь то производство, офисные или торговые комплексы, либо что-то иное. В дальнейшем задача «интеллектуального здания» «низводится» до создания комфортной среды для сотрудников и условий для экономного расходования энергоресурсов, обеспечения легкости в обслуживании и достойного уровня безопасности... <br><br>Последнее определение – заслуга исключительно Intel. Концепция «цифрового дома» основывается в первую очередь на интеграции компьютерных технологий в бытовую технику. «По сути, – отмечает Владимир Баранов, топ-менеджер ЗАО «"Эверест"-Умный дом. Северо-Запад», – Intel подразумевает под «цифровым домом» центр досуга и развлечений». Новые платформы Intel для настольных компьютеров позволяют реализовать возможности для более качественного воспроизведения звука и изображения. С помощью данных технологий, в частности, можно воспроизводить видео высокого разрешения, объемное звучание. Отдельные элементы или подсистемы могут быть использованы во всех названных направлениях равнозначно и в любой комбинации. <br><br><b>Как это работает</b><br>Концепция интеллектуальной автоматизации и в «умном доме», и в «интеллектуальном здании», и даже частично в «цифровом доме» состоит, по сути, из следующих основных подсистем:<br>- центр управления (сервер);<br>- инфраструктура (структурированные кабельные сети (СКС), локальные вычислительные сети (ЛВС), Интернет, телефония, оборудование);<br>- система контроллеров.<br><br>«В последнее время особой популярностью пользуется внедрение отдельных элементов «интеллектуального здания», небольших систем либо локальных решений (управление светом, система климат-контроля, отдельные элементы системы безопасности, домашний кинотеатр)», – утверждает начальник отдела маркетинга Acropolis Computer Systems Дмитрий Наумкин. – Это не столь дорого, как монтаж и эксплуатация комплексных систем. Кроме того, установку малых систем способен осуществить и не специалист. Конечно, в большей степени это касается «умного дома». «Интеллектуальное здание», по определению, объект более сложный, его проектирование, монтаж и обслуживание по силам лишь специализированным IT-компаниям, обладающим соответствующим опытом, штатом квалифицированных специалистов, набором разрешительной документации...». К сожалению, чаще всего проектирование и монтаж элементов автоматизации производятся уже на завершающем этапе строительства, а не в период проектирования здания. Хотя, по-хорошему, проектировать все составляющие будущей «умной начинки» следует именно на стадии подготовки проекта. Только тогда можно предусмотреть возможности будущего расширения системы. В сущности, большинство крупных строительных компаний способны справиться с этой задачей. Вот только заказы на данный вид услуг поступают крайне редко. <b>Унификация без проблем</b> Еще одна тенденция последних лет – унификация большинства современных интеллектуальных систем. Практически все они работают на открытом протоколе обмена (язык общения систем автоматики), который позволяет совмещать элементы различных производителей. То есть в отличие от ранее действовавших закрытых протоколов ныне существующие позволяют применять в различных системах стандартные элементы. Это существенно снижает стоимость решений и расширяет выбор потребителя. Параллельно унификации интеллектуальных систем происходит и определенная систематизация общепринятых технических схем для реализации идеи «умного дома» и «интеллектуального здания». Другими словами, когда проектировку и монтаж производит одна компания, а другая впоследствии осуществляет поддержку и ремонт существующих систем, «братья по оружию» должны без проблем понять друг друга. <b>Все удобства «начинки»</b> Современные потребности заказчика не выглядят заоблачными. По данным опроса CNews, требования, предъявляемые к «умному дому», распределяются следующим образом: удобство – 31%; простота использования – 18%; центральное управление – 11%; надежность – 8%; удовольствие/развлечения – 8%; комфорт – 8%; стоимость/качество – 6%; эстетика/внешний вид – 5%; экономия – 4%; безопасность – 3%; сервис – 1%. Все эти вопросы в серьезной организации выясняются уже на стадии эскизного проекта, включающего полный перечень оборудования, план дома, точки вывода света, звука и т. д. В крайнем случае, в период разработки проекта архитекторами и дизайнерами. Именно тогда, а не в процессе монтажа и отладки решаются проблемы, связанные с удобством, простотой использования, управлением. К сожалению, у нас чаще всего происходит все с точностью до наоборот. Сначала возводится дом, а уже затем, спустя некоторое время, клиент решает озаботиться «умной начинкой». <b>Реально умная техника</b> Основой интеллектуальных функций дома является сервер. Сервер реального времени – верхний уровень управления системы. Он может функционировать на основе самых разных ОС, даже таких как Linux или Solaris. В последнее время все больше клиентов предпочитают, чтобы весь комплекс элементов работал с распознаванием речи или дополнительными графическими интерфейсами, выполненными на основе, скажем, сенсорных экранов, соединенных с системой по радиоинтерфейсу, например Wi-Fi. Именно сервер дает возможность управлять большинством функций своего дома через Интернет. В том числе получать сообщения о несанкционированном проникновении на территорию от охранной системы, включать свет или даже вести видеонаблюдение. Важной составной частью «интеллектуального здания» является также инфраструктура, в том числе СКС. Структурированная кабельная система – общий элемент, необходимый для интеграции систем обработки голосового сигнала, данных, видеосигнала и системы управления параметрами здания. Это именно та часть работ, которую «частник» не в состоянии выполнить самостоятельно. Для того чтобы здание было по-настоящему интеллектуальным, в нем должны функционировать более 20 различных автоматизированных систем управления – энергопитанием, освещением, вентиляцией, кондиционированием, доступом в помещения, водоснабжением, канализацией, лифтами и других, объединенных в единый комплекс. Управление этим комплексом должно осуществляться с помощью СКС на базе специализированного ПО. Естественно, реализация столь масштабного проекта увеличивает начальные затраты на построение кабельной инфраструктуры, однако в дальнейшем позволяет экономить человеческие, энерго- и другие ресурсы за счет их оптимального расходования. «К сожалению, пока, за исключением Москвы, частные проекты на основе СКС носят у нас единичный характер, – отмечает Дмитрий Наумкин. – Чего не скажешь в отношении «интеллектуальных зданий». Все больше юридических лиц, причем не только в крупных городах, но и в регионах, выбирают СКС в качестве базиса для своей сетевой и телекоммуникационной инфраструктуры». <b>Игрушки пока не нужны</b> Понятия «умный дом», «интеллектуальное здание» знакомы сегодня практически каждому. Участникам рынка уже не приходится объяснять, что это такое. В последнее время первое, что приходит на ум заказчику, когда он слышит словосочетание «умный дом», – система управления светом. В нее чаще всего входят система управления светом внутри дома и ландшафтное освещение с датчиками освещенности. Между тем, на Западе самыми популярными системами автоматизации являются те, которые направлены на энерго- и водосбережение. В России же в первую очередь учитываются удобство, комфорт, безопасность и престиж. «Самыми востребованными, по крайней мере у нас, в Северо-Западном регионе, остаются базовые функции плюс безопасность, – отмечает Владимир Баранов. – На всевозможные игрушки мало кто обращает внимание». По объективным причинам, наиболее популярными системами автоматизации в России остаются системы аудио- и видеоконтроля, пожарной безопасности, телекоммуникаций, климат-контроля. Последняя дает возможность пользователю задавать независимую температуру в каждом из помещений: система решает сама, какое устройство (вентиляторы, кондиционеры, теплые полы) требуется задействовать и в какой степени. Популярна также система контроля за инженерным оборудованием. Буквально в последние год-два стало входить в моду и средство общения дома со своим хозяином. <b>Цена фантазий</b> Глядя на эту роскошь, невольно задаешься вопросом: «А сколько же все это стоит?» Если говорить о последних достижениях электроники, то дорого. Однако совершенно не обязательно приобретать весь комплекс сразу. Можно начать с самого главного, к примеру, с системы управления светом. А далее постепенно дорабатывать систему теми функциями, которые покажутся необходимыми. Кроме того, не стоит забывать о том, что существуют малобюджетные проекты, которые позволяют создавать отдельные виды систем с минимальными затратами денежных средств. «Стоимость «умного дома» зависит от финансовых возможностей и фантазии клиента, но минимум – 50 долл. за один квадратный метр, чаще укладываются в 100–125 долл., – отмечает Владимир Баранов. – Этот показатель зависит от множества факторов: общей полезной площади, количества зон (помещений) в управлении и групп оборудования, задействованного в проекте, численности персонала (жильцов), требуемых функциональных возможностей системы». Таким образом, оснащение серьезной интеллектуальной автоматикой загородного дома или большой квартиры может вылиться в сумму от 10 до 150 тыс. долл. – в зависимости от объема технических решений и сложности систем. Стоит отметить, что существенного снижения цен, если говорить о комплексных надежных системах, ожидать не стоит. Причина не только в высокой стоимости оборудования, предназначенного для бесперебойной работы, но и в дефиците подготовленных кадров. <b>Начало положено</b> А пока большинство петербургских зданий, которым приписывается звание «интеллектуальных», могут считаться таковыми отчасти – они оснащены лишь отдельными элементами интеллектуальных систем. Это магазин «ИКЕА Кудрово», Перинная линия Гостиного двора, ТК «Сенная», завод Phillip Morris и другие. Понятию комплексного проекта наиболее соответствует Ладожский вокзал. В нем действуют 30 различных взаимосвязанных систем. Единая система автоматически отслеживает прибытие поездов и формирует сообщения, которые выводятся на информационные табло вокзала и дисплеи информационных киосков. При пожаре автоматика отключит вентиляцию и кондиционеры, направит камеры наблюдения к очагу возгорания, запустит системы пожаротушения. Система позволяет экономить до 30% расходов по эксплуатации, при этом в обслуживании здания вокзала задействовано в 2 раза меньше персонала. Среди частных домов подобные проекты назвать довольно сложно, ибо их владельцы по понятным причинам не желают афишировать подобные усовершенствования. <b>Гостиничный джинн</b> В Петербурге в связи с активизацией на туристическом рынке все большей популярностью пользуются новые разработки для автоматизации гостиничной инфраструктуры, в частности от Cisco Systems. «Умный» гостиничный номер, который соединен c местом администратора отеля, управляет регистрацией гостей, мини-баром, телефонной связью, доступом в Интернет, получением справочной информации и дополнительными сервисами. По словам менеджера по развитию бизнеса компании Cisco Джозефин Бердон, «телефон в гостиничном номере теперь служит не только средством общения, он становится интеллектуальным устройством с высокоскоростным доступом в Интернет, позволяющим получать услуги видеоконференц-связи, бронировать авиабилеты в онлайновом режиме с выбором компании-перевозчика и даже создавать собственные телефонные каталоги с функцией быстрого набора номера». Все эти услуги можно получить, не покидая гостиничного номера. Сетевая гостиница Cisco Systems, основанная на открытых стандартах IP, обеспечивает единую инфраструктуру для передачи голоса, данных, видеоизображений и является фундаментом для сетевых решений, позволяя масштабировать размер сети, доступ и функциональные возможности. Крупные отели начинают предлагать своим гостям персональный видеосервис, приносящий дополнительный доход. Гибкая IP-инфраструктура позволяет отелям отказаться от ручной обработки заказов и увеличить прибыль за счет предоставления дополнительных услуг, таких как цифровое видео по запросу, видеоигры, музыка и персональный интерактивный портал гостя, открывающий доступ к разнообразным услугам.