Книжная полка с Федором Шумиловым

Назад в будущее

<B>Назад в будущее</B><BR> Райс Э., Траут Дж. Позиционирование: битва за узнаваемость / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Капуревского. -- СПб.: Питер, 2004. -- 256 с.: ил.<BR> "Закон у нас простой: вход -- рубль, выход -- два. Это означает, что вступить в организацию трудно, но выйти из нее -- труднее". Этими словами начинается роман Виктора Суворова "Аквариум" о работе Главного разведывательного управления (ГРУ). Виктор Суворов -- это псевдоним Владимира Резуна, разведчика, бежавшего в конце 1970-х в Великобританию. Сейчас в России нет недостатка в книгах о разведке, но именно "Аквариум" стал первым романом о едва ли не самой секретной организации мира.<BR> Быть первым -- основное правило поведения на рынке, которое сформулировали Эл Райс и Джек Траут. В 1972 г. они опубликовали серию статей под общим заголовком "Эра позиционирования". Современное общество сверхкоммуникативно. Сотни, тысячи рекламных объявлений бомбардируют обывателя ежедневно. Поток слов, знаков и образов сливается в бессмысленный шум. Защищаясь, человеческое сознание отсеивает основной объем информации.<BR> Позиционирование зиждется на трех китах. Первый -- чтобы победить на рынке, нужно выиграть битву за сознание потребителей. Второй -- люди помнят только первых. Третий -- последователи могут заработать на хлеб с маслом, если придумают свою нишу.<BR> Кстати, на прошлой неделе Джек Траут приезжал в Москву. Для тех, кто не попал на его семинар, книга как раз будет кстати.<BR> <B>Балык свиной</B><BR> Снегирева В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям. -- СПб.: Питер, 2005. -- 416 с.: ил.<BR> В романе "Аквариум" есть глава, которая к шпионам вроде и не относится. Автор вспоминает, как в детстве он торговал арбузами на колхозном рынке. "Заприметь хозяек из окрестных домов, тех, которые у тебя каждый день покупают, -- учил его некий дядя Миша. -- Вот им и давай лучшие арбузы да по минимальной цене. Их немного, но они о тебе славу разносят, рекламу тебе делают, мол, честный, точный и арбузы сладкие. Они тебе очередь формируют".<BR> Автор этих строк давно подозревал, что им манипулируют. Зайдешь вечером сметаны купить, а выйдешь из магазина с полной сумкой. Теперь доказательства получены. В рецензируемой книге каждая страница -- инструкция по промывке покупательских мозгов. "Чай для магазина -- имиджевый товар, и поэтому от того, насколько грамотно подобран ассортимент чая в отделе, зависит репутация магазина в глазах покупателей". "Направляя свет на отдельные товары и тем самым притягивая взгляды покупателей, можно достичь роста объемов продаж на 150%". "Не рекомендуется делать проходы шире 2,4 м, так как в этом случае человек, совершая покупку, будет придерживаться какой-то одной стороны".<BR> Данная книга обобщает отечественный и зарубежный опыт управления ассортиментом в розничной торговле. В структуре книги три части "Управление торговым ассортиментом", "Ассортиментная стратегия предприятия" и "Технология управления ассортиментом". Третья часть наиболее практична.<BR> Здесь можно найти ответы на вопросы: какие товары более прибыльны, как скорректировать свою политику, как повысить оборачиваемость товарных запасов.<BR> Посещая магазин, автор этих строк всегда показывал пальцем на этикетки, где написано "Балык свиной". Если верить Далю, то балык -- это "соленая и провесная осетровая (и других сходных рыб) хребтовая полоса". Рецензируемая книга дала окончательный ответ. "Балык свиной представляет собой два филея, сложенных плоской обезжиренной стороной" (стр. 227). На этом месте книга была закрыта.