На компьютеры потратят четверть миллиарда

На компьютеры потратят четверть миллиардаБолее 800 тысяч петербургских семей в 2005 году будут иметь дома компьютер, считают эксперты рынка. К 2006 году петербуржцы потратят на компьютеры $250 млн. По данным опроса Санкт-Петербургского научно-и

Более 800 тысяч петербургских семей в 2005 году будут иметь дома компьютер, считают эксперты рынка. R 2006 году петербуржцы ппотратят на компьютеры $240 – 250 млн. <br>По данным опроса Санкт-Петербургского научно-иследовательского центра (СНИЦ) с февраля 2004 года число семей, имеющих, как минимум, один компьютер увеличилось с 487 тыс семей до 566 тыс семей. То есть, около 80 тыс петербургских семей с начала года впервые приобрели компьютеры. Прирост их числа составил с начала года около 128 тысяч штук, а 48 тысяч компьютеров куплены как вторые или третьи в семье. Всего в Петербурге проживает более 1,6 млн семей.<br>«Рынок домашних компьютеров уникален тем, что как такового понятия «компьютер» нет, - отмечает аналитик ЗАО «Той Опинион» (Toy Opinion) Руслан Краснов. – Все купленные машины отличаются по конфигурации и цене, а более половины покупок приходится на отдельные детали». Именно в сегменте собранных компьютеров среди лидеров он отметил ООО «Кей», группу компаний «Компьютерный мир», ООО «РиМ» и «Компьютеры 320-8080».<br><br><b>Строят планы </b><br>Расширение парка происходит как за счет появления новых пользователей и владельцев компьютеров (около 60%), так и за счет покупки компьютеров в семьях, которые уже их имеют (около 40%). При этом почти 40 тыс. петербургских семей владеют более чем одним компьютером, соответственно, в этих семьях находится около 100 тыс компьютеров или 16% всего парка. До конца 2004 года ожидается покупка еще около 70 тыс компьютеров. В целом планы на покупку компьютера имеют около 272 тыс. домохозяйств.<br>«Эти цифры совпадают с нашими прогнозами роста рынка компьютерной техники в Петербурге, - согласился директор по маркетингу и рекламе сети «Компьютерный Мир» Владимир Солодов. - Если эта тенденция продолжится, к концу 2005 года не менее 50%, то есть 800 тыс. семей петербуржцев будут иметь в своём доме собственный компьютер». <br><br><b>Битва титанов</b><br>Исследования СНИЦ показывают, что на рынке домашних компьютеров сейчас конкурируют в основном два крупных игрока: сети «Кей» и «Компьютерный мир». Их совокупная доля в показателе «предпочтение места покупки нового компьютера» составляет 11,9% и 19% соответственно. Основными их конкурентами стали «подержанные» компьютеры с рук (19%). Более 42% опрошенных пока не определились, где они будут покупать компьютер.<br>Однако Александр Хомяков, директор по маркетингу и рекламе ООО «Кей» усомнился в точности данных СНИЦ из-за большой погрешности исследований. Он считает, что выборка из 966 человек, которую проводил СНИЦ не является репрезентативной. Он привел данные исследовательской компании Toy Opinion, согласно которым 24% купленных компьютеров совершено в «Кее», 20% в «Компьютерном мире». «С моей точки зрения на сегодняшний день две наших сети практически равны по количеству проданных компьютеров», - отметил Александр Хомяков. <br>Михаил Анашкин, директор по маркетингу и развитию ООО «РиМ», ближайшего конкурента двух лидеров рынка, согласился с результатами исследования СНИЦ, однако отметил, что динамически развивающиеся другие розничные сети по продаже компьютеров, а также выход на этот рынок сетей по продаже бытовой техники (например, «М-Видео») перераспределит процент покупок компьютерной техники. «Кстати, в предыдущие годы по оценкам аналитиков процент покупателей компьютерной техники, выбравших «Кей» и «Компьютерный мир», был выше», - напомнил Михаил Анашкин. Так, по оценкам Gallup Media, сеть «Кей» в начале 2003 года занимала 29% на рынке розничных продаж компьютеров в Петербурге.<br><br><br><b>Мобильность в моде</b><br>Количество ноутбуков на сентябрь 2004 года оценивается на уровне 60 тыс штук или около 10% всего парка домашних ПК. Ожидаемый спрос на сентябрь-декабрь 2004 года на ноутбуки на уровне 13 тыс штук при этом в структуре спроса на компьютеры вообще по намерениям покупок, спрос на ноутбуки составляет около 20%.<br>Компьютеры на базе 486 процессоров и ниже практически исчезли с рынка. Около 50% рынка представлены компьютерами на базе процессоров класса Pentium 3 и 4 поколения или аналогичных (AMD). Доля же владельцев жидкокристаллических мониторов среди владельцев домашних ПК составила около 10%. Самыми популярными пока остаются 17” мониторы с электронно-лучевыми трубками. <b>Расходы растут</b> В целом авторы исследования заключили, что уменьшения спроса на компьютеры не предвидится и насыщение рынка домашних компьютеров произойдет еще не скоро. Правда, даже в этом случае (достижения насыщения), будет поддерживаться высокий спрос в части населения, которая будет обновлять свои устаревающие компьютеры. Кроме того, по оценкам специалистов СНИЦ, количество семей, имеющих два и более компьютеров, увеличилось с начала года с 0,4% до 2,4%. Это еще одно перспективное направление для роста рынка домашних компьютеров, считают аналитики. Средние планируемые расходы на покупку компьютера с начала года увеличились с $713 до $900, тогда как в 2001 году этот показатель составлял $653. Более половины потенциальных покупателей планирует истратить на покупку компьютера более $1 тыс.