16:1623 сентября 200416:16
7просмотров
16:1623 сентября 2004
Новые тарифы сделали из старых
Аналитики считают, что, несмотря на кажущуюся новизну, все новые тарифы являются лишь «перелицовкой» старых.<br><br>Старейший GSM оператор Петербурга Северо-западный филиал ОАО «МегаФон», являющийся сейчас бесспорным лидером городского рынка, контролируя до 50% всех абонентов, оказался единственным мобильным оператором, не предложившим рынку тариф со всеми бесплатными входящими вызовами. <br><br>ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС), и ОАО «ВымпелКом–Р» (БиЛайн), которые в Петербурге исторически выступают в роли догонящих, предложили практически одинаковые тарифы: Open и «Максимальный». Они предполагают бесплатные входящие звонки от абонентов Петербурга и необычно высокую абонентскую плату: $19,2 у «Максимального» и $17,99 для федеральных номеров и $24,99 для городских номеров у Open. Это существенно выше, чем уровень среднего дохода от одного абонента (ARPU) операторов для петербургского рынка: по оценкам аналитического агентства AC&M Consulting, с конца прошлого года ARPU в Петербурге упал с $17 до $15,3. Ранее активную маркетинговую поддержку в Петербурге получали в основном самые дешевые предложения операторов. <br><br><b> Старые песни</b><br>Тимофей Ващилин, менеджер по маркетингу и рекламе Северо-западного филиала ОАО «Вымпелком–Р» считает, что операторы и раньше много внимания уделяли среднедоходным абонентам, просто это было не так заметно.<br>«Для привлечения массового потребителя операторы используют в довольно серьезных объемах рекламу, а такие маркетинговые усилия заметнее всего, отсюда впечатление, что все участники рынка озабочены именно этим, - отмечает он. - Движение же в высокодоходном и корпоративном сегментах не столь массово освещаются, но они определенно есть у каждого серьезного игрока - ведь это очень привлекательный рынок». Кроме продвижения «тяжелых» тарифов «БиЛайн» также продлил летние рекламные тарифы, которые рассчитаны именно на низкодоходных абонентов.<br><br><b>Лимит на обслуживание</b><br>Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин обращает внимание на то, что хотя операторы и указывают бесплатность входящих звонков на этих тарифах, однако в контракте устанавливается лимит в 30 минут на входящий звонок. Кроме того, по его словам, существует негласный лимит для входящих вызовов для того, чтобы телефон с таким тарифом не использовался в качестве call-центра, и если оператор посчитает, что абонент злоупотребляет входящими звонками, тот может быть отключен. В целом Эльдар Муртазин не считает эти предложения чем-то новым. «Новые инициативы – это скорее перелицовка старых предложений для увеличения активности абонентов», - считает он.<br><br><b>Дефицит «сим-карт»</b><br>«МегаФон» вывел на рынок новый тариф «Контакт.spb», который предполагает сокращение расходов абонентов на тарифах с прямым городским номером. «Он скорее для тех абонентов, кто до последнего времени пользовался «федеральным» номером, но желает иметь «прямой» или наоборот, считал обслуживание «прямого» номера слишком для себя дорогим и подумывал о смене на «федеральный», - прокомментировали в пресс-службе компании.<br> Рост количества абонентов, подключаемых на дешевые тарифы семейства «ЛАЙТ» в августе-сентябре существенно сдерживалось недостатком sim-карт для этих тарифов. Сети салонов связи отмечали, что могли бы привлечь вдвое больше абонентов «МегаФона», если бы не было этой проблемы. В свете предпочтений операторов уделить большее внимание «тяжелым» абонентом, вполне логичной выглядит версия о том, что «МегаФон», возможно, искусственно сдерживал рост «дешевых» подключений, так как недостатка номерной емкости у лидера рынка не было.<br><br><b>Tele2 сделал телефон </b><br>Нишевые операторы сотовой связи Петербурга в отличие о «большой тройки» наоборот отметились широкой рекламой тарифов, которые приведут к привлечению более «дешевых» абонентов.<br>ОАО «Санкт-Петербург Телеком» (торговая марка Tele2) предложил тариф «Круг», на котором все звонки внутри сети будут бесплатными, а абонентская плата составит около $6. Кроме того, оператор предложил в качестве нового продукта сотовый телефон под собственным брэндом с предоплаченными минутами разговора.
Аналитик AC&M Consulting Елена Саяпина считает, что эта инициатива вряд ли привлечет больное количество абонентов, так как качества связи у Tele2 в Петербурге все еще неудовлетворительное. Она отмечает недостаточное количество базовых станций и отсутствие диапазона 900 МГц, что сильно затрудняет работу в большом городе. Аналитик ООО «Атон» Надежда Голубева считает такой ход оператора логичным, так как его потенциальные клиенты – низкодоходные абоненты. «Такие тарифы фиксируют минимум дохода от абонента», - считает она. Однако сети сотовой связи прогнозируют относительный успех этого предложения.
<b>SkyLink пошел в народ </b>
ЗАО «Дельта Телеком» (торговая марка SkyLink) впервые вышла с тарифным предложением, которое рассчитано не на высокодоходных бизнес-клиентов. Тариф «500», который предполагает 500 оплаченных минут на городские и сотовые телефоны Петербурга за $20, неожиданно стал тарифом с одной из самой низких цен на исходящие звонки на городские номера.
С этим тарифом SkyLink сравнялся по этому показателю с тарифом «СуперЭкспресс» от Tele2, который изначально позиционирует себя как самый «дешевый» оператор. Однако предложение шведского оператора «СитиЭкспресс» с $0.02 на все исходящие все еще остается самым дешевым на петербургском рынке.
SkyLink же до сих пор позиционировался как связь, рассчитанная на высокодоходных многоговорящих абонентов впервые начал напрямую конкурировать с GSM операторами на абонентов со средними доходами, предложив сходную с ними абонентскую плату, и получив конкурентное преимущество в виде оплаченных не только входящих, но и исходящих звонков. Тем не менее, как оператор, работающий в пока экзотическом для России стандарте CDMA 2000 в диапазоне 450 МГц, SkyLink приходится испытывать серьезный недостаток в количестве работающих в этом диапазоне сертифицированных телефонов.
Именно необходимость покупать специальный телефон средней или высокой ценовой категории, который будет работать только в сети SkyLink, и останавливает многих потенциальных абонентов от подключения в этому оператору. Тем не менее, на сегодняшний день к сети SkyLink в Петербурге уже подключено около 73 тыс абонентов, а к концу года с учетом нового тарифного предложения их количество может достичь 100 тыс абонентов.
<b>Суши весла!</b>
Две оставшиеся сети, работающие в Петербурге FORA Communications и ЗАО «Дельта Телеком», готовятся полностью уйти с рынка. FORA, которая принадлежит ОАО «Санкт-Петербург Телеком», продвигающему сейчас брэнд Tele2, полностью отказалась от всех маркетинговых ходов по привлечению абонентов, а единственное сообщение на сайте Fora приглашает абонентов перейти в новую сеть. «Дельта Телеком», которая начала эру мобильной связи в России, последний свой тариф предложила в середине лета. Ее абонентам также предложено перейти в сеть SkyLink на льготных условиях.