Николай II раскрутил "Руссо-Балт"

Российский автопром продвигали на высшем уровне

<B>Российский автопром продвигали на высшем уровне</B><BR> Первое российское предприятие по серийному производству автомобилей открылось 130 лет назад. <P> Любитель арифметики может заявить, что это невозможно, но факт есть факт. В 1874 г. в Риге на базе бельгийско-немецкой фирмы было создано "Акционерное общество Русско-Балтийского вагонного завода". Только поначалу это предприятие делало не автомобили, а вагоны.<BR> К этому времени заводом было уже полностью освоено самостоятельное производство разнотипных товарных, а через некоторое время -- и пассажирских вагонов, предназначенных для российского рынка. Особенно благоприятная конъюнктура сложилась во время русско-японской войны, когда быстро росли заказы на вагоны, а вместе с ним -- и основной капитал завода.<BR> С окончанием войны и резким уменьшением заказов производство стало быстро падать. Особенно сильным был спад в 1907 г. Для исключения полного краха производства руководству завода необходимо было искать какие-то новые рынки. Выбор пал на автомобили.<BR> <B>Царская реклама</B><BR> В 1908 г. председатель правления акционерного общества и основной владелец завода Шидловский предложил организовать производство автомобилей. После проведения глубоких технических и экономических проработок было решено остановиться на автомобиле с карданной передачей и с кузовом, имеющим мягкий открывающийся верх. Автомобиль был назван в честь завода-изготовителя "Руссо-Балтом".<BR> Вся последующая жизнь автомобиля была непосредственным образом связана с Петербургом. Здесь жили главные потребители новой продукции, и сюда после начала Первой мировой войны -- в 1915 г. -- был эвакуирован автомобильный отдел завода. В Петрограде он разместился под крышей Русско-Балтийского моторного завода.<BR> А впервые в столице "Руссо-Балт" появился летом 1909 г. По этому поводу журнал "Автомобиль" писал: "На улицах Петербурга появилась изящная коляска с кузовом гоночного типа, серого цвета, привлекая всеобщее внимание своим видом и русским национальным флажком у переднего щитка". Сразу несколько экземпляров "Руссо-Балта" приобрел Николай II. Вслед за ним лозунгу "Покупайте отечественное!" последовали многочисленные столичные чиновники и промышленники, а также военное ведомство.<BR> Промо-акции<BR> Еще одним добровольным промоутером "Руссо-Балта" стал Андрей Нагель. Бывший сотрудник Министерства путей сообщения, он еще в 1902 г. основал первый в России специализированный журнал "Автомобиль", а в 1904-м был инициатором создания Российского Автомобильного Общества.<BR> Он участвовал в нескольких европейских престижных автопробегах и состязаниях. Во время всех своих путешествий Антон Платонович на радиаторе машины укреплял плакат, на котором крупными буквами было написано RUSSO-BALT. В 1912 г. Нагель получил два первых приза во время ралли Петербург -- Монако. "За успех в международном ралли и создание благоприятного имиджа российских автомобилей за рубежом" Николай II пожаловал ему орден Св. Анны III степени. Нагель доказывал, что при соответствующей доработке конструкции автомобиля поездки на нем возможны в самых неблагоприятных условиях российского бездорожья. Приспособил свою машину Нагель и для езды по песчаным грунтам, и сам участвовал в пробеге по пустыне Сахара.<BR> В 1910 г. в петербургском Манеже открылась III международная выставка автомобилей. На выставке впервые было представлено не только множество иностранных машин, но и "Руссо-Балт".<BR> Но самой представительной и богатой, как писали газеты, была следующая выставка. Она состоялась в 1913 г. в том же Манеже. Выставка привлекла представителей более 150 иностранных фирм. Несмотря на это, отечественные производители выглядели отнюдь не бледно. Пристальное внимание привлекли все тот же "Руссо-Балт" и машина завода Пузырева -- строительство этого предприятия началось только в 1909 г. Кроме того, с зарубежной продукцией успешно конкурировали российские автомобильные шины фирмы "Треугольник".