Банковские карты доступны всем

Конкуренция на рынке ритейла увеличивает число услуг

<B>Конкуренция на рынке ритейла увеличивает число услуг</B><BR> СПб. Использование карт становится все более активным и привлекательным для всех слоев населения. <P> Банки уже готовятся к подобным запросам рынка. По сути, все новинки направлены на одно -- завоевать как можно больше остатков на карточных счетах физических лиц.<BR> Как правило, для оформления карточки достаточно заключить с банком договор и открыть в нем счет. Если верить заявляемым банками цифрам, пластиковой картой владеют каждые 1,5 петербуржца.<BR> <B>Универсальный подход</B><BR> Банки всячески стараются убедить население, что простой пластик должен и может выполнять функции полноценного кошелька, поскольку банкирам не интересны разовые транзакции (операции с картой) для снятия наличности. Обязанности по популяризации взяли на себя новички пластикового рынка и те, кто пытается потеснить монополистов на "зарплатных" проектах. Расчет прост: никто из владельцев карт не обнуляет полностью свой счет. Сумма остатков у всех банков, по данным Ассоциации банков Северо-Запада, составляет более 11 млрд рублей и более $100 млн.<BR> Мелкие эмитенты (даже такой лидер ритейлового направления, как Санкт-Петербургский филиал ОАО "Урало-Сибирский банк", выпустил всего 21 тыс. карт) стараются переманить к себе клиентов дополнительными услугами. Они не претендуют на масштабное привлечение клиентуры, но зачастую более гибко реагируют на запросы клиентов и предоставляют более разнообразный пакет услуг по сравнению с крупными банками. Впрочем, резкое увеличение эмитированных карт было замечено и у ОАО "Балтинвестбанк". По словам Александра Шаплавского, начальника управления розничного бизнеса ОАО "Балтинвестбанк", значительный рост (с 756 до 2375 шт.) в 2003 г. произошел не только за счет "зарплатных" проектов, но и за счет активизации привлечения индивидуальных частных клиентов.<BR> <B>Количество услуг</B><BR> Филиал ОАО "Банк Москвы" весной этого года предложил как своим, так и сторонним клиентам услугу овердрафтного кредитования без заключения соглашения с банком. "По нашей карте можно оплатить товары или снять наличность в объеме до 98% от среднемесячной зарплаты даже при отсутствии на счету средств, -- заявляет Федор Бородин, начальник сектора развития пластиковых карт петербургского филиала банка, -- и спрос на данную услугу постоянно растет даже у сторонних клиентов". Филиал ЗАО "АКБ "СЛАВЯНСКИЙ БАНК" помимо стандартной услуги -- просмотра баланса по счету и перечня операций в Интернете -- внедрил SMS-информирование клиента о совершенных операциях. "Мы также стали предлагать безличные карточки, оформление которых занимает 15 минут с момента подачи заявления", -- говорит Александр Казанский, советник управляющего филиалом ЗАО "АКБ "Славянский банк". У владельца карты в случае пропажи высокий риск потери всей наличности, если вовремя ее не заблокировать. "За год оформления безличных карт ни одного инцидента и недовольного клиента не было", -- уверяет Юлия Рогулина, начальник отдела пластиковых карт филиала "Санкт-Петербургский" ОАО "ИМПЭКСБАНК", который первым ввел подобную услугу в Петербурге.<BR> <B>Кредитная история</B><BR> Рынок пластиковых карт в Петербурге растет и не ограничивается только нагрузкой на банкоматы. Любой клиент -- даже с минимальным доходом -- будет с радостью принят. И постоянно обслуживаясь в банке, клиент вправе требовать для себя каких-либо благ. Тем не менее кредитная история не приносит клиенту практически никакой пользы, кроме гипотетической в далеком будущем. "Вот если бы "физик" взял кредит на $200-300 тыс., тогда его сложившаяся кредитная история имела бы обоюдную выгоду, -- говорит руководитель кредитного комитета одного из банков, -- мы бы стали ему больше доверять, могли пересмотреть размер процентной ставки или увеличить лимит кредита, ну а если он пользуется лимитом в 10 тыс. рублей -- это же несерьезно".<BR> Статус постоянного клиента имеет значение только в случае введения банком новой услуги. Так, филиал "Санкт-Петербургский" ОАО "АКБ "Авангард", предложивший этой весной пластиковую кредитную карту с бесплатным периодом пользования кредитом, внимательно смотрит за кредитной историей каждого клиента. "Как только мы введем услугу автокредитования, то нашему "положительному" клиенту будет легче получить этот кредит", -- уверяет Алексей Михайлов, главный специалист отдела неторговых операций филиала АКБ "Авангард". <P> <B>Кто есть кто</B><BR> Банки -- лидеры по выпуску пластиковых карт<BR> - Северо-Западный банк Сбербанка РФ -- более 1,2 млн<BR> - ОАО "Промышленно-строительный банк" -- 670 тыс.<BR> - ЗАО "Балтийский банк" -- более 595 тыс.<BR> - ОАО Банк "МЕНАТЕП СПб" -- более 250 тыс.<BR> Источник: "ДП" по данным компаний