Аптеки делают ставку на доступность

Свободная выкладка приносит на 20% больше прибыли

Свободная выкладка приносит на 20% больше прибыли<BR> СПб. Розничный сектор фармацевтического рынка выбивается в лидеры по объему инвестиций. В 2004 г., по прогнозам, объем инвестиций в розницу может достичь $20 млн. <P> В 2003 г. розничные торговцы лекарствами потратили около $10 млн на расширение своих сетей в Петербурге. Лекарственным обеспечением города занимаются 171 государственная, 300 частных аптек и 750 аптечных пунктов. Наиболее крупные среди аптечных сетей на петербургском рынке -- ЗАО "Фармакор", ЗАО "Первая помощь" и ЗАО "Натур Продукт". Их суммарная доля рынка, по оценкам аналитиков, составляет более половины общего объема петербургского рынка.<BR> <B>Обмен любезностями</B><BR> Крупные петербургские компании начали осваивать самый привлекательный в России столичный рынок. В начале этого года "Натур Продукт" приобрел московскую сеть "Народная аптека", состоящую из 9 розничных точек. До этого у петербургской компании была 141 аптека в различных регионах страны. Из них в Петербурге -- 34. Московские компании в долгу не остаются и начинают осваивать рынок Петербурга. Первой в Северную столицу рискнуло прийти ООО "Ригла". В начале января этого года московская компания открыла две аптеки под маркой "Ригла". Их особенность в том, что они работают со свободной выкладкой товара.<BR> "Такая аптека за счет сопутствующей покупки приносит на 20% больший доход, чем торговая точка с традиционной организацией продаж", -- говорит генеральный директор ООО "Ригла" Александр Филиппов. Сеть аналогичных аптек в Петербурге развивает ЗАО "Первая помощь", пока у него только две аптеки. Но до конца года "Первая помощь" планирует открыть 25 аптек со свободной выкладкой товара.<BR> <B>Аптеки укрупняются</B><BR> В отличие от традиционной, аптека со свободной выкладкой товара требует большего по площади торгового зала, как правило, около 100 м2. Увеличение торговых площадей -- это общая тенденция в розничной торговле, и аптеки не стали исключением. Ассортимент подобных супермаркетов не ограничивается лекарственными средствами и парафармацевтической продукцией, как в большинстве аптек. Там можно купить товары для экологии жилья, гигиены дома и т.д.<BR> <B>Вложения в логистику</B><BR> Наращивая сети, фармацевты вынуждены инвестировать и в каналы товародвижения. Это одна из ключевых проблем большинства сетей Петербурга. Пока только одна компания -- "Первая помощь" на 100% осуществляет централизованные поставки товара в свои аптеки. В других сетях либо и вовсе нет централизованой системы снабжения, либо заведующие аптеками частично самостоятельно закупают лекарства. <P> <B>есть мнение</B><BR> Петр Грек, директор по маркетингу ЗАО "Первая помощь":<BR> "Конкуренции со стороны московских компаний мы не боимся. Не все из них готовы работать на той марже, которая сложилась в Петербурге. У нас средняя наценка на лекарства по городу составляет 26%, а в Москве -- не менее 50%. Открывая новые аптеки, мы устанавливаем в них среднегородские цены. Наша задача -- привлечь туда людей. И премиальную наценку за дополнительный сервис в ближайшие 3 года делать не будем".