Судостроители объединяются

Конкурентов сольют в холдинг

<B>Конкурентов сольют в холдинг</B><BR> СПб. Идея создания в Петербурге мощного судостроительного холдинга начинает воплощаться. <P> ФГУП "ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова" выиграло конкурс Министерства промышленности, науки и технологий РФ на разработку схемы создания объединенной структуры крупнотоннажного надводного судостроения.<BR> К концу 2004 г. работы должны быть выполнены и представлены на рассмотрение правительства. Стоимость государственного контракта -- 2 млн рублей. Центром объединения станет Петербург, так как здесь сосредоточен значительный потенциал корабле- и судостроения.<BR> <B>Под одной крышей</B><BR> Проект будет представлять собой схему объединения в одну подконтрольную государству структуру всех участников работ по созданию крупнотоннажных судов.<BR> По мнению Валентина Пашина, директора ФГУП "ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова", "в состав единой структуры должны войти все типы предприятий, вносящих вклад в создание конкурентоспособной продукции -- от технологических разработок, проектирования, строительства и до сервисного обслуживания".<BR> Решение, какие именно компании войдут в холдинг, еще не принято. По предварительным данным, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова возьмет на себя роль разработчика новых стандартов и нормативно-технической документации, технологической базы и инновационных проектов по Гособоронзаказу.<BR> По мнению специалистов, создание единой компании позволило бы объединить финансовые потоки и выйти на уровень компании второго эшелона на мировом рынке судостроения. Ежегодный оборот средств составил бы $600 млн. Кроме того, объединение значительно расширило бы технологические возможности.<BR> Интрига заключается в том, что проект предполагает использование существующих судостроительных мощностей. В Петербурге три крупнейших верфи, причем две из них, специализирующиеся на надводных судах: ОАО "Балтийский завод" и ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" -- частные. Обе компании отказались от комментариев "ДП" "до ознакомления с проектом".<BR> <B>Передел собственности</B><BR> "Создание единой структуры предполагает объединение компаний с разной формой собственности. Есть проблема законодательно-правовой совместимости предприятий -- кандидатов на вхождение в ИС, -- заявил Валентин Пашин. -- Необходима воля государства в принятии решения об акционировании частных компаний. Лучший вариант -- холдинг на акционерной основе. Подобная рассмотренной концепция реструктуризации уже реализована в виде самых конкурентоспособных судостроительных концернов Японии и Южной Кореи, владеющих почти 70% мирового рынка гражданского судостроения".<BR> По мнению Константина Макиенко, заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий, "любое увеличение государственного присутствия в оборонной промышленности отрицательно сказывается на развитии отрасли. Частная собственность более эффективна. Существует нерешенная проблема, как объединять предприятия с разной формой собственности, особенно государственные с частными. Существует риск национализации частных компаний. Акционеры судостроительных заводов могут пойти на увеличение участия государства в акционерном капитале только при наличии встречных шагов со стороны государства, например, если будут предоставлены серьезные налоговые льготы". <P> <B>за кулисами</B><BR> - ФГУП "ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова" был создан в 1894 г.<BR> - Основные направления деятельности: разработки в области военного и гражданского кораблестроения, нормативно-технических стандартов и документации, проектирование и изготовление корабельных движителей всех типов, акустического оборудования.<BR> - За последние 50 лет институтом проведены: испытания более 12 тыс. моделей кораблей и судов; спроектированы 8,5 тыс. гребных винтов и других движителей; выполнены испытания 20 тыс. корпусных конструкций; осуществлена экспертиза более 2 тыс. проектов.<BR> Источник: ФГУП "ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова" <P> <B>история вопроса</B><BR> - Идея создания петербургской мегаверфи прорабатывалась с середины 90-х годов. При этом предполагалось, что помимо предприятий, которые выпускают надводные корабли, в состав холдинга войдет и ФГУП "Адмиралтейские верфи", специализирующееся на строительстве подлодок.<BR> - Активным сторонником этой идеи является бывший вице-премьер и министр промышленности, науки и технологий РФ, а ныне полпред Президента РФ в СЗФО Илья Клебанов.<BR> - Однако большинство экспертов сходятся на том, что такое объединение возможно лишь при национализации предприятий, а это маловероятный вариант развития событий. <P> <B>есть мнение</B><BR> Сергей Иванов, генеральный директор агентства "Информационные ресурсы":<BR> "Я не верю, что планы ЦНИИ им. Крылова осуществимы в ближайшие пару лет. Основная сложность заключается в механизме объединения хозяйствующих субъектов с разной формой собственности.<BR> Частные судостроительные компании могут пойти на объединение только при условии предоставления государством серьезных дотаций. Но сейчас кораблестроение не является приоритетным направлением промышленности. Поэтому большие средства на его развитие выделяться не будет. Сегодня существуют несколько альтернативных проектов создания судостроительных холдингов. Проект ЦНИИ -- государственная инициатива, остальные лоббируют частные компании. Все проекты входят в противоречие друг с другом. На наш взгляд, необходимо сравнить программы в правительстве и вынести решение, который из них наиболее приемлем".