Заправки забыва ют о бензине

Насыщенность рынка заставляет думать

<B>Насыщенность рынка заставляет думать</B><BR> СПб. Участники топливного рынка говорят о его насыщении и ищут альтернативные способы дохода. <P> Наиболее перспективный из них -- организация продажи сопутствующих товаров на АЗС.<BR> <B>Тяжелый период</B><BR> Андрей Михеев, заместитель генерального директора ЗАО "ПТК", считает, что петербургский топливный розничный рынок ждут нелегкие времена. "Рынок стремится к насыщению, и в скором времени все участники столкнутся с тем, что доходы от продажи бензина не будут покрывать расходов, связанных с его закупкой и продажей", -- утверждает он.<BR> Генеральный директор ООО "Фаэтон" Андрей Григоровский, говорит, что рост разного рода отчислений в городскую казну, удорожание строительства АЗС приводят к возрастанию расходов, доходность при этом не увеличивается. "Число станций растет, денег на них тратится все больше, а прибыль от этого не возрастает".<BR> <B>Свет в конце</B><BR> Однако, по мнению самих же игроков, воможности для развития на петербургском рынке еще остаются. "Я думаю, продолжится приход на местный рынок крупных игроков. Они смогут получать какой-то доход за счет сокращения издержек. Мелкие же игроки уйдут с рынка или будут проданы", -- уверен Андрей Михеев.<BR> Сейчас в зоне Петербурга действуют 253 АЗС. По мнению менеджера ПТК, еще 50-100 станций вполне достаточно для местного рынка. Сама компания ПТК планирует построить еще не более пяти АЗС в черте города, "Фаэтон" -- семь, "Балт-Трейд" готов строить две-три АЗС в год.<BR> Андрей Григоровский замечает, что насыщенность заправочных станций в городе за последнее время значительно возросла и приблизилась к уровню насыщенности в крупных мировых городах. "Я помню события 5-летней давности, когда все участники рынка говорили, что будут строить только те станции, которые будут иметь суточную прокачку 25 тыс. л. Сейчас уже игроки заинтересованы в том, чтобы строить станции, которые дают хотя бы 15 тыс. л. А, например, в Америке городские станции имеют среднесуточную прокачку 12 тыс. л".<BR> <B>Поиск денег</B><BR> Тенденция сокращения доходов от продажи топлива заставляет компании искать пути для развития, которые раньше либо не замечались, либо не были востребованы потребителем.<BR> ПТК собирается расширять программы лояльности для потребителей (ведутся переговоры с финской сетью АЗС Teboil о приеме карт ПТК на финских заправках), "Фаэтон" вводит потребительские смарт-катры, которые будут являться электронным кошельком клиента, "Балт-Трейд" ищет "варианты, близкие к топливному бизнесу".<BR> Так или иначе, компании теперь ориентированы не просто на продажу топлива. Наиболее возможным из дополнительных источников заработка для них становится продажа сопутствующих товаров на своих АЗС. Подобный формат торговли хорошо освоили зарубежные компании, в Петербурге лучше остальных ее продвигает финская сеть Neste ("квик-шопы").<BR> ООО "Фаэтон" также пошло по пути организации магазинов на АЗС.<BR> "Мы проводим программу перевода наших станций в новую потребительскую категорию, -- рассказывает Андрей Григоровский. -- Уже шесть станций переделаны под новый стандарт, который предусматривает значительное расширение торговых площадей.<BR> Мы провели исследование, какие товары пользовались бы наибольшим спросом у наших клиентов. Сформировался набор, состоящий в основном из продуктов и напитков, немного из автомобильных принадлежностей и товаров сиюминутного спроса (вроде мягких игрушек). Сейчас эту товарную матрицу мы и внедряем". <P> <B>ЦИФРЫ</B><BR> $6,3 млн -- годовой оборот топливного розничного рынка Петербурга<BR> Источник: ООО "КИС-Купол"