За реконструкцию назначен торг

Новая администрация Петербурга начала активные преобразования правовой базы в области реконструкции. Отныне вся принадлежащая городу недвижимость может предоставляться инвесторам только через торги. Практика целевой передачи объектов на реконструкцию пре

<B>Новая администрация намерена изжить целевую передачу объектов инвесторам</B><BR><BR>Новая администрация начала активные преобразования правовой базы в области реконструкции. Отныне вся принадлежащая городу недвижимость может предоставляться инвесторам только через торги. Практика целевой передачи объектов на реконструкцию прекращается.<BR><BR>На днях губернатор Петербурга Валентина Матвиенко отменила распоряжение, на основании которого последние 6 лет городская недвижимость предоставлялась в реконструкцию (Распоряжение №283-Р от 4.04.97 г.). Документ устанавливал порядок передачи объектов через аукцион, но содержал огромный перечень исключений. На их основании можно было получать недвижимость целевым образом. Инвесторы и чиновники активно использовали размытость понятий, оговоренных в этом документе.<BR>Распоряжение об отмене этого порядка №2320-ра подписано 27.10.03 г.<BR><BR><B>Размытость понятий</B><BR>Только за последний год вышло более 100 разрешений на реконструкцию со ссылкой на Распоряжение №283-Р.<BR>Оно оставляли инвесторам возможность целевого (без торгов) получения объекта недвижимости для реконструкции в целом ряде случаев.<BR>В аннулированном документе во внимание принимались причины, которые могли служить основанием для избежания торгов. А именно: обстоятельства, затрудняющие выставление объекта на аукцион (правовые "обременения"), уникальный статус здания (адреса этих объектов вносились в особый перечень, утвержденный губернатором), здания, реконструкция которых предполагалась межправительственными соглашениями (реконструкция под представительства, консульства и т.д.), а также объекты гостиничной инфраструктуры (перечень, утвержденный Распоряжением №70-ра от 13.04.01 г. -- реконструкция зданий под гостиницы).<BR>Каждое из этих обстоятельств могло быть реальным, а могло быть и искусственно созданным самим инвестором. По сути, за последние 6 лет избежать торгов можно было просто подав заявку первым и предложив двукратную цену в качестве отчислений в бюджет за право реконструкции (оценку объекта можно было сделать и ниже его реальной стоимости, чтобы "двойная оценка" не легла на плечи инвестора слишком тяжким бременем).<BR>С момента, когда в 2001 г. вступил в силу Земельный кодекс, объявивший прерогативу торгов, через аукцион право реконструкции пока не предоставлялось ни разу. Опять же -- благодаря Распоряжению №283-Р. Теперь с его отменой исчезло последнее основание для целевого предоставления объектов на реконструкцию.<BR><BR><B>Мнения</B><BR>Виталий Вотолевский, генеральный директор ЗАО "Петербургстрой SKANSKA":<BR><BR>"Существующая система предоставления участков и зданий для реконструкции неидеальна, и ее надо менять. Но прежде чем делать кардинальные изменения, необходимо разработать новую. Если нарушить существующую процедуру, не предложив взамен другой работоспособный механизм, то инвестиционно-строительный процесс в городе будет надолго парализован. Важно понимать, что торги тоже не панацея. На торги могут выставляться инженерно подготовленные участки либо здания, свободные от любых обременений и неопределенностей, по которым город полностью подготовил необходимую документацию. Но у городской администрации нет чисто физической возможности готовить документацию по такому количеству объектов, какое разрабатывают застройщики. Таким образом, если сразу перейти к торгам, то объем строительства многократно уменьшится, что в итоге приведет к росту цен на жилье".<BR><BR>Михаил Малюченко, начальник юридического отдела Корпорации "Петербургская Недвижимость":<BR>"Существенное последствие отмены Распоряжения 283-Р -- уменьшение числа оснований для целевого предоставления объекта инвестиций в реконструкцию. Если отмененное распоряжение содержало 9 оснований для предоставления объектов инвестиций целевого назначения, то теперь в соответствии с Законом "Об инвестициях в недвижимость Санкт-Петербурга" их остается только три".<BR><BR>Николай Князев,<BR>директор по развитию ООО "Стройкорпорация "Элис":<BR><BR>"Обозначен вектор: в системе надо что-то менять. Начали с этого распоряжения, что, вероятно, предвосхищает некий план администрации по реформированию системы в целом. В сегодняшней ситуации, когда налицо дефицит инженерно подготовленной земли, масса нерешенных проблем с уплотнительной застройкой, инвестор вынужден обратить внимание на проекты реконструкции. Проблемные моменты в проектах реконструкции -- это правовые обременения и изношенность коммуникаций. Если "на выходе" мы получим документ, который оградит застройщиков от этих проблем, -- замечательно".<BR><BR>Андрей Молчанов, президент Группы ЛСР:<BR>"Отмена распоряжения, которое фактически превращало передачу земельных участков в хаотичный процесс с непредсказуемым результатом, -- это первый, очень важный для строителей шаг нового губернатора.<BR>Мы давно выступали за то, чтобы город выручал максимум средств от продажи участков под застройку, а строители, в свою очередь, имели полную ясность относительно процедуры получения пятен. Порядок должен для всех быть один. Если и вводить какую-либо дифференциацию, то только по принципу ценности того или иного участка, а не по принципу ценности того или иного чиновника".<BR><BR><BR><BR><B>Губернатор пообещала торги</B><BR><BR>В пятницу, 31 октября, на совещании по вопросам долевого строительства губернатор Валентина Матвиенко официально объявила о том, что с 1 января 2004 г. система предоставления всех земельных участков в Петербурге под строительство и объектов для реконструкции принципиально изменится. Вместо инвестиционно-тендерной комиссии, которая предоставляла пятна целевым назначением, теперь будут проводиться торги, чего давно требовали участники рынка и депутаты Законодательного собрания Петербурга.<BR>По словам Валентины Матвиенко, это позволит не только сделать процедуру предоставления участков открытой и прозрачной для всех участников рынка, но и обеспечит дополнительный приток денежных средств в бюджет. До 1 января новая администрация будет заниматься созданием соответствующей нормативно-правовой базы. Необходимость проведения торгов предусмотрена Земельным кодексом.<BR>Не исключено, что кроме ГУ "Управление Инвестиций" -- структуры, подведомственной Комитету по строительству администрации Петербурга, подготовкой документации для торгов будет также заниматься ГУ "Фонд имущества Санкт-Петербурга", входящий в имущественный блок администрации Петербурга. (Д.Р.)<BR>