00:0015 октября 200300:00
107просмотров
00:0015 октября 2003
Военный корабль и бизнес -- понятия, казалось бы, абсолютно несовместимые. Однако, как оказалось, в Петербурге имеются военные плавсредства, живущие исключительно частным извозом и пикниками.
Военный корабль и бизнес -- понятия, казалось бы, абсолютно несовместимые. Однако, как оказалось, в Петербурге имеются военные плавсредства, живущие исключительно частным извозом и пикниками.<BR><BR>Петербург -- морской город и по определению обязан иметь много кораблей. Только в Инспекции по маломерным судам Петербурга зарегистрировано порядка 26 тыс. "плавсредств". Кораблей с военной биографией среди них считанные единицы.<BR><BR><B>Миноносец за 460 рублей</B><BR>Миноносец "Кадет" принадлежит индивидуальному предпринимателю Александру Пуйгину. Миноносец построен в начале ХХ века. Как утверждает Александр, его судно -- единственное старинное в городе. Впервые он увидел "Кадета", когда тот был разъездным катером Судоходной инспекции. Его уже было списали, но Александр выкупил его у инспекции по цене металлолома (в ценах 1986 г. это составило 460 рублей) и затем 10 лет занимался его "цивилизацией". "Мне пришлось восстанавливать весь интерьер, я сделал новую планировку, четыре спальных каюты. Детали брал на судоразделке (место, где разрезают корабли) в порту и яхт-клубе. Лазил по огромному крейсеру, однотипному "Кирову", стоявшему в городе во время блокады, и даже нашел там пушку -- но она была слишком тяжелой. Поэтому я ее не взял, а у себя сделал макет из алюминиевых деталей, стреляющий петардами", -- рассказывает хозяин миноносца.<BR>При отделке судна Александр изучил массу литературы о кораблях начала ХХ века. Теперь облик "Кадета" выполнен по архитектурным нормам того времени. Например, миноносец имеет подводный таран, которыми суда снабжались только на рубеже XIX--XX вв. Но в точности отследить судьбу своего судна Александру так и не удалось. "Я узнал, что через 2 года после списания все документы на судно уничтожаются. А представляете, как интересны могут быть чертежи и описания инженерам или судостроителям?!" -- считает Александр. Капитан "Кадета" уверяет, что при советской власти легально приобрести подобный корабль частному лицу было невозможно, так как у каждой судоходной организации существовал "план по металлолому", который необходимо было выполнить, а лучше -- перевыполнить. "Однако мне удалось в этот план вписаться. Предприятию было даже выгодно продать судно: им не пришлось платить рабочим за резку -- как говорят, "на иголки" -- корабля. План металлолома ограничили, и я оформил приобретение под "Морской клуб для учащихся ПТУ", -- говорит Александр Пуйгин. ПТУ выдало ему соответствующее ходатайство.<BR><BR><B>Кадетские истории</B><BR>Зарабатывает Александр Пуйгин за счет сдачи "Кадета" в аренду. Чаще всего корабль арендуют для корпоративных праздников. На "Кадете" можно даже пострелять из пушки. Так, однажды "Кадет" стал участником настоящего абордажа. Некий толстосум арендовал теплоход "Москва", поехал в Петергоф и устроил среди фонтанов грандиозный фейерверк. На обратном пути, прямо в разгар застолья, "Москва" была абордирована артистами в дореволюционной военной форме. Именно "Кадет" услужливо подвез их к борту теплохода. Для пущей убедительности на его борту был установлен натуральный "Максим", который и строчил по веселящимся гостям. Далее революционные матросы проследовали прямиком к застолью, где красноречиво сообщили присутствующим о том, что за время, пока они тут пировали, произошла смена власти. В знак того, что новая власть в лице матросов приходится им по душе, гости были обязаны исполнить "Интернационал". Таким образом, можно сказать, что "Кадет" участвовал в мини-революции. "Кстати, когда мы проходим мимо "Авроры", мы всегда даем приветственный залп. Это уже стало традицией", -- говорит Александр.<BR>Неизменное удивление Александра вызывают иностранные клиенты.<BR>Как-то компания охотников-итальянцев арендовала "Кадет" для утиной охоты на Ладожском канале. "Самое поразительное, -- делится Александр, -- что за 4 дня восемь здо-ро-вен-ных мужиков выпили 0,5 бутылки водки и 0,5 бутылки вина!!! Охотились и днем и ночью, и больше ничего их не интересовало".<BR><BR><B>Эмигрантская доля</B><BR>В свое время по рекам и каналам Петербурга курсировало еще одно старинное судно -- буксир "Дункан", принадлежащий другу Александра, Валентину Сыромятникову. Двухмачтовая паровая шхуна "Дункан" была построена в 1901 г. на судоверфи "Павел Валь и Ко" в городе Варкаус (великое княжество Финляндское) как буксир "Лепорелло".<BR>В 1902 г. под именем "Колпино" буксир был приобретен казной за 19.040 рублей 69 копеек для Ижорских заводов. В 1904-м буксир выводил на кронштадтский рейд корабли 2-й Тихоокеанской эскадры, уходившей в Цусиму. В Великой Отечественной войне буксир принял участие под наименованием "Л-99", охраняя ленинградские рейды. Пароход нес трудовую вахту вплоть до 1987 г., после чего был списан на металлолом.<BR>Сыромятников нашел буксир на берегу "пьяной гавани" -- в отстойнике списанных судов -- и приобрел его в 1992 г. С 1998 г. "Дункан" формально находился в плавании, участвуя в различных фестивалях, парадах и праздниках старинных кораблей. Но, по словам Александра Пуйгина, фактически "Дункана" можно считать эмигрантом.<BR>Сначала судну повезло: его сразу приняли в европейский Союз владельцев пароходов. Вход на корабль всегда был бесплатным; но владелец установил на "Дункане" специальную кубышку для сбора пожертвований. Более-менее благополучная жизнь закончилась в 2002 г., когда после шторма судно было вынуждено пристать в неположенном месте и было взято на буксир. Причем тащили его с нарушением правил транспортировки и при отсутствии на борту владельца. В результате "Дункан" затонул и пролежал на чужом дне около года. Говорят, подъем судна обошелся Валентину Сыромятникову чуть ли не в $100 тыс. Правда, нашелся датский спонсор, который оплатил часть этой суммы. Но судебные разбирательства о погашении долга ведутся до сих пор: в качестве его уплаты у Валентина хотят отсудить само судно. К тому же "Дункану" необходима реставрация. Тем не менее Сыромятников из Дании уезжать не собирается и в настоящее время занимается зарабатыванием средств на выплату долга и ремонт судна. <BR>