Валерий Фокин: "Я чувствую влюбленность в тени Александринки"

ВРоссийском государственном академическом театре драмы им. А.С. Пушкина (Александринском) грядут большие перемены. Художественным руководителем назначен московский режиссер Валерий Фокин. Валерий Владимирович считает, что в таком театре, как Александринск

ВРоссийском государственном академическом театре драмы им. А.С. Пушкина (Александринском) грядут большие перемены. Художественным руководителем назначен московский режиссер Валерий Фокин. Валерий Владимирович считает, что в таком театре, как Александринский, не место случайным спектаклям и случайным актерам.<BR><BR>-- Валерий Владимирович, Вы станете той метлой, которая по-новому метет?<BR>-- Не хотелось бы быть метлой, но в театре совершенно точно произойдут большие перемены.<BR>В Александринском театре должна быть создана русская "Комеди Франсез", национальный театр того уровня, которого требует его, к сожалению, опрокинутый престиж. Сюда должны приходить днем люди, покупать билеты и обязательно попадать в музей -- "Музей русской драмы". Только музей должен быть не на сцене -- иначе это катастрофа.<BR>Перемены будут связаны и с реорганизацией управления театром. Мною назначен главный режиссер -- Александр Галибин, создана исполнительная дирекция. Это необходимо еще и потому, что в 2006 г. мы будем праздновать 250-летие первого в России государственного театра. В связи с этим готовится целый ряд строительных проектов, которые необходимо реализовать в основном здании.<BR><BR>-- Вы будете перестраивать то, что создано архитектором Карло Росси?<BR>-- Вряд ли. Нужно просто вспомнить логику, которая была им придумана. Ведь, по сути, Карло Иванович -- главный режиссер этого здания. За многие годы в театре произошло несколько перепланировок, и все не в лучшую сторону. В архивах сохранились вычерченные Росси листы, по которым он создавал здание. Попытаемся восстановить задуманное им. Мы начали и строительство новой сцены -- современного зала на 400 мест, универсального, трансформирующегося. И актеры Александринского театра будут играть на одной сцене только лучший классический репертуар, а на другой -- работать с молодыми режиссерами над современными пьесами. Только тогда театр останется живым и не превратится в музей. Это для меня та самая сверхзадача, для которой я приехал в Петербург.<BR><BR>-- Известно, что Вы заключили контракт с театром сроком на 3 года. А задуманные колоссальные перемены, боюсь, потребуют более значительного срока.<BR>-- Моя задача -- подготовить почву для перемен. Провести реорганизацию, изменить репертуарную политику, изменить экономическую жизнь -- за 3 года это возможно. Я не говорю сейчас о процессе формирования, коллекционирования труппы -- это процесс многолетний, но развернуть театр в сторону перемен возможно. Важно, что в театре вновь возникнет институт художественного руководителя и главного режиссера. Так уже дважды было в Александринке. Помимо того что мне нужен близкий помощник, человек, который разделяет мои взгляды (я ведь все-таки в Москве продолжаю работать и жить), я хочу привлечь сюда новую режиссуру, ориентированную на линию перемен.<BR><BR>-- А может, Вы полюбите Петербург и не захотите отсюда уезжать.<BR>-- Все может быть. После постановки "Ревизора" во мне уже возникло какое-то неформулируемое чувство. Чувство влюбленности в этот зал, в эту странную ауру театра, в его тени... У меня есть великолепная сцена в Москве, но мне снится этот зрительный зал -- шикарный, роскошный.<BR><BR>-- Валерий Владимирович, придут ли в Александринку вместе с Вами дополнительные, московские деньги?<BR>-- Министерство культуры к театру весьма расположено и очень активно нам помогает. Это мы оговорили при моем назначении. Если вы имеете в виду инвестиционные деньги, то я не исключаю возможности, что смогу привлечь и их. Деловой московский мир давно обратил взоры на Петербург, но сначала нужно понять, как здесь будет складываться политическая и законотворческая ситуация.<BR><BR>-- Что Вы думаете о вечном соперничестве Москвы и Петербурга?<BR>-- Два великих города, две культурные столицы всегда будут друг с другом конкурировать. Когда я был молодым человеком и работал в театре "Современник", меня всегда волновало: "А мы поедем в Ленинград на гастроли? А как нас примут в Ленинграде? А что скажут в Ленинграде?" И зрелый мэтр Товстоногов волновался, приезжая в Москву. Это нормально! Но я не люблю, когда в соперничество вносится дух какого-то нездоровья. Взаимное питание между городами -- мощнейшая связка.<BR><BR>-- Вы будете привлекать для работы в Александринском театре московских артистов?<BR>-- Нет, не буду. А зачем? Но если кто-то из хороших московских артистов захочет переехать в Петербург...