Рынок автострахования приходит в норму

Гиперактивность клиентов страховых компаний в связи с введением обязательного страхования автогражданской ответственности сошла на нет

<BR><BR><B>Гиперактивность клиентов страховых компаний в связи с введением обязательного страхования автогражданской ответственности сошла на нет</B><BR>После первой волны огромного спроса страхователей на полисы ОСАГО (см. "ДП" №125/03, www.dp.ru) ситуация на рынке страховых услуг стабилизировалась.<BR><BR>Все опрошенные "ДП" страховые компании в один голос говорят о том, что теперь у них нет очередей.<BR><BR><B>Очереди рассосались</B><BR>Наплыв клиентов в первую декаду июля превзошел ожидания страховых компаний. В основном большое желание автомобилистов застраховаться компании связывают с тем, что полис нужен для перерегистрации автомобиля и прохождения техосмотра.<BR>У некоторых страховщиков счет проданных полисов пошел уже на тысячи (см. табл.).<BR>"Главная проблема, с которой столкнулись страховщики в первые 1,5-2 недели кампании ОСАГО, -- неожиданная активность клиентов, -- говорит Андрей Щавелев, начальник управления по связям с общественностью Российского союза автостраховщиков. -- К нам начали поступать жалобы со стороны страховых компаний на нехватку полисов и стикеров. И хотя Гознак печатал их по заранее составленному плану, бланков и стикеров все-таки не хватало. Сейчас можно сказать, что ситуация стабилизировалась".<BR>"Теперь уже все спокойно: нет никаких очередей и ажиотажа, -- поясняет Евгений Гуревич, начальник отдела маркетинга и рекламы ОАО СК "Русский Мир". -- А в начале июля желающих купить полис ОСАГО было действительно очень много".<BR>Александр Гусак, директор центра транспортного страхования Санкт-Петербургского филиала ОАО "РОСНО", считает затишье временным: "Не все страховщики получили лицензию к началу июля. К середине июля игроков стало больше, и клиенты распределились более равномерно между компаниями. Следующий пик активности мы ожидаем в ноябре-декабре".<BR><BR><B>Тяжелый месяц</B><BR>В результате опроса некоторых ведущих страховых компаний Петербурга "ДП" выяснил, что с определенными сложностями столкнулись практически все из них.<BR>Многие страховые компании за первый месяц работы с полисами ОСАГО столкнулись также с недобросовестной конкуренцией, зачастую граничащей с мошенничеством.<BR>Евгений Гуревич, начальник отдела маркетинга и рекламы ОАО СК "Русский Мир", утверждает, что сотрудникам компании известны разнообразные случаи незаконных действий конкурентов: продажа полисов ОСАГО в помещениях межрайонных регистрационно-экзаменационных отделов (МРЭО) ГИБДД, продажа копий полисов, а также краткосрочных полисов (сроком действия 15 дней либо 1 месяц).<BR>Анатолий Батунин, управляющий департаментом имущественного страхования СЗАО "Медэкспресс", говорит: "Существуют проблемы по предоставлению данных от страхователей, связанные с ненадлежащим заполнением регистрационными органами паспорта транспортного средства (иногда отсутствуют сведения по транспортному средству, необходимые для расчета страхового взноса)". (А.А.)<BR><BR><B>Комментарии</B><BR>Алексей Образцов, директор по маркетингу ЗАО СО "Прогресс-Нева":<BR>"Возникает довольно много сложностей, связанных со страховой культурой клиентов -- подробные объяснения настолько необходимы, что на каждого клиента при оформлении договора в среднем приходится 20-30 минут разъяснений и консультаций. С той же проблемой мы сталкиваемся и при обращениях за выплатой -- правила страхования и рекомендации о том, что делать при ДТП, клиенты чаще всего не читают, все вопросы приходится разъяснять диспетчерам по телефону".<BR><BR>Татьяна Никитина, заместитель генерального директора ООО "Росгосстрах Северо-Запад":<BR>"Требование ряда сотрудников МРЭО при регистрации автомобилей предъявлять страховой полис в напечатанном виде (т.е. не принимают полис с заполненными вручную полями) не предусмотрено документами по ОСАГО. Такие требования являются проявлением неконкурентной борьбы на рынке: страховая компания, договорившись с таким сотрудником, пытается выжить с территории МРЭО агентов других компаний".<br><br><strong>Комментарии</strong><br><em>Алексей Образцов, директор по маркетингу ЗАО СО «Прогресс–Нева»:</em><br>«Возникает довольно много сложностей, связанных со страховой культурой клиентов — подробные объяснения настолько необходимы, что на каждого клиента при оформлении договора в среднем приходится 20–30 минут разъяснений и консультаций. С той же проблемой мы сталкиваемся и при обращениях за выплатой — правила страхования и рекомендации о том, что делать при ДТП, клиенты чаще всего не читают, все вопросы приходится разъяснять диспетчерам по телефону».<br><br><em>Татьяна Никитина, заместитель генерального директора ООО «Росгосстрах Северо–Запад»:</em><br>«Требование ряда сотрудников МРЭО при регистрации автомобилей предъявлять страховой полис в напечатанном виде (т.е. не принимают полис с заполненными вручную полями) не предусмотрено документами по ОСАГО. Такие требования являются проявлением неконкурентной борьбы на рынке: страховая компания, договорившись с таким сотрудником, пытается выжить с территории МРЭО агентов других компаний».<br><br><strong>Результаты работы некоторых страховых компаний по ОСАГО в июле 2003 г.</strong><br><table cellpadding=3 cellspacing=0 border="1" style="border-collapse: collapse" bordercolor="#8F807D"><tr align="center"><td width="30%">Компания</td><td>Количество проданных полисов ОСАГО (по Петербургу)</td><td>Страховая премия по договорам, тыс. руб.заключенным</td><td>Количество заявленных страховым случаям</td><td>Сумма выплат по страховых произошедшим случаев с 1 по 28 июля, тыс. руб.</td></tr><tr align="center"><td>ОАО СК «Русский мир»</td><td>7011</td><td>24881,7</td><td>22</td><td>38,5</td></tr><tr align="center"><td>ЗАО СО «Прогресс–Нева»</td><td>3956</td><td>14896</td><td>29</td><td>5,5</td></tr><tr align="center"><td>СПб филиал ОАО «РОСНО»</td><td>950</td><td>3551</td><td>3</td><td>0</td></tr><tr align="center"><td>СЗАО «Медэкспресс»</td><td>637</td><td>1882</td><td>1</td><td>0</td></tr><br><tr align="center"><td>ЗАО СО «Помощь»</td><td>8*</td><td>34,3</td><td>0</td><td>0</td></tr></table><br>Примечание: * — компания продает полисы ОСАГО другой страховой компании, поскольку не сочла ОСАГО приоритетным видом страхования и лицензию не получала.