00:0030 июля 200300:00
19просмотров
00:0030 июля 2003
Давние, почти забытые планы по строительству тоннелей под Невой вчера в очередной раз вышли на поверхность По словам компетентного чиновника, в администрации Петербурга зреют сразу три "подземных" проекта. Один из них дозрел уже до предварительной оценки
Давние, почти забытые планы по строительству тоннелей под Невой вчера в очередной раз вышли на поверхность. По словам компетентного чиновника, в администрации Петербурга зреют сразу три "подземных" проекта. Один из них дозрел уже до предварительной оценки стоимости -- $200 млн.<BR><BR><b>ПЕТЕРБУРГ СЛАВИТСЯ</b> своими мостами. Тоннелей в городе значительно меньше. Может быть, поколения градостроителей заботились об архитектурной ценности своих творений -- мост, что ни говори, смотрится гораздо выигрышней, чем две пещеры, соединенные сквозным проездом. Однако и экономика, по-видимому, сыграла в предпочтениях строителей не последнюю роль.<BR><BR><b>МОСТ ПОСТРОИТЬ</b> дешевле, чем тоннель. Правда, эксплуатировать его дороже. Одни ночные разводы выливаются в круглую сумму. Но эти расходы -- долгосрочные, поэтому, когда принимается решение, стоимость стройки выходит на первый план. Идея сделать въезд в тоннель платным буксует по той же причине: доходы будут поступать в течение десятилетий, а расходы нужно нести немедленно.<BR><b>СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ</b> сделали проекты тоннелестроительства еще менее популярными среди чиновников. Что получит чиновник, разрешив строить тоннель? Разовый приток инвестиций и вечную головную боль. Не дай Бог случится в тоннеле протечка или трещина -- отвечать придется. То ли дело кольцевая автодорога. На каждом километре можно распределять земельные участки под заправки, склады и торговые центры. И беспокоиться особенно не о чем. Треснет асфальт -- починить несложно.<BR><b>ГРУППЫ ОЧЕНЬ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ</b> предпочитают обивать пороги чиновничьих кабинетов с проектами автомобильно-железнодорожно-пешеходных развязок и прочих надземных экспрессов, потому что на них можно зарабатывать всегда, а не только во время постройки. А в тоннеле торговый центр не поставишь. Так что лоббировать его сооружение, кроме потенциальных подрядчиков, некому.<BR><BR><b>ПУТЕШЕСТВОВАТЬ К ЦЕНТРУ ЗЕМЛИ</b> строителям все равно придется. Центр города не резиновый, рано или поздно мест для новых дорогих магазинов в нем не останется. И тогда инвесторы будут вынуждены осваивать подземное пространство, как сейчас осваивают надземное. Появятся в тоннелях торговые комплексы, где кондиционированный воздух будет чище, чем на поверхности, а в виртуальные окна будут открываться виды на Петропавловку и Исаакий. А чиновники станут рассуждать о пользе тоннелей с тем же энтузиазмом, с каким нынче говорят о кольцевой автодороге.<BR><p align="right"><B>РЕДАКЦИЯ</B>